Креативный слой российской сферы инноваций может исчезнуть к 2018г.
В настоящее время в российском инновационном секторе складывается критическая ситуация, связанная с большим оттоком на работу за рубеж наиболее талантливых молодых ученых, научных специалистов и разработчиков. Только в прошлом году в рамках профессиональной эмиграции в США уехало 56 тыс. человек, в Израиль - около 13 тыс. человек , в Австралию — 12 тыс. человек, в Германию — 9 тыс. человек и в Канаду - 8 тыс. человек. Всего же по данным Фонда ООН в области народонаселения (ЮНПФА) с 1992 года из России эмигрировало более 3 млн. специалистов.
Столь высокие темпы профессиональной научной эмиграции объясняется, прежде всего, агрессивной политикой ведущих западных государств и государств Юго-Восточного региона по привлечению наиболее талантливых и перспективных ученых из других стран мира к работе в своих научных и высокотехнологических секторах. Наибольший интерес вызывают математики, физики, химики, специалисты в области информационных и биотехнологий. При этом главным объектом интереса являются не просто ученые, а наиболее креативная их часть из числа молодых ученых до 30 лет, способная не просто к стандартной научной работе, а к формированию новых революционных идей и технологий. То есть те ученые, чьи идеи и являются основной технологического и инновационного развития.
Для привлечения научных талантов приняты и реализуются специальные государственные программы. Это включает в себя создание большого числа высокооплачиваемых рабочих мест непосредственно для иностранных специалистов, предложение льготных условий ассимиляции и получения гражданства, предоставление широкой программы социального обеспечения. В настоящее время подобные программы реализуют США, Великобритания, Германия, Франция, Израиль, Австралия, Китай, Южная Корея, Япония, Канада, Малайзия, Сингапур и др. При этом во многих странах утверждены специальные квоты на привлечение иностранных научных специалистов. В США этот показатель составляет 300.000 вакансий, в странах Европейского Союза – 500.000, в Японии – более 200.000.
Результатом реализации данных программ стало то, что на сегодняшний день более 90.000 только молодых российских молодых ученых и специалистов на постоянной основе работает в США, 40.000 – в Германии, 20.000 – в Великобритании, около 4.000 – в Японии и около 25.000 – в Китае.
Создавшаяся ситуация несет для России серьезную угрозу. Согласно прогнозам НАИРИТ уже к 2018 году российская наука может полностью лишиться креативного слоя ученых и инноваторов, без которых станет не возможен сам процесс создания новых инновационных технологий. К этому периоду времени может быть пройдена критическая точка, после которой восстановление креативного слоя в полном объеме станет невозможной. В связи с этим, необходимо принятие срочных мер по сохранению талантливых научных кадров.
В частности, НАИРИТ предлагает создать Национальный фонд научных талантов, целью которого станет составление и ведение реестра наиболее талантливых и одаренных российских молодых ученых. Предполагается, что основу правил включения в реестр составят объективные критерии, связанные с достижением значительных результатов в научной сфере, получивших признание на международном уровне (высокие места, занятые на конкретных престижных российских и международных олимпиадах, публикации во влиятельных международных научных журналах и т.п). Участники реестра будут обладать особым статусом в российской научной среде и рядом серьезных привилегий. В частности, этого может включать в себя получение от государства финансового обеспечения, приоритет при получении финансирования на проведение научных исследований, возможность встречи с первыми лицами государства с целью обсуждения проблем развития российской науки. В ближайшее время НАИРИТ планирует направить письмо Президенту РФ Дмитрию Медведеву по данной проблеме, а также провести широкие общественные дискуссии по определению критериев включения в реестр научных талантов и объему предлагаемых привилегий участникам реестра.
Как отметила Президент НАИРИТ Ольга Ускова: «Чтобы сохранить пока еще достаточно высокий научный потенциал, нам необходимо создать для наиболее талантливых и перспективных российских ученых особый общественный статус, который они не получат ни в одной стране. Это может стать серьезным аргументом в пользу решения остаться работать в России».