Особенно актуальной пленка может стать в 2017 году, объявленном Годом экологии.
В опорном вузе Самарской области создана проектная команда, которая совершенствует технологии получения съедобных упаковочных материалов. Изначально продукт задумывался для использования в питании космонавтов.
«При составлении космического меню мы стремились создать упаковку, в которой можно хранить, разогревать продукты, а затем съедать ее вместе с пищей. Другая упаковка в космосе неудобна: ее сложно утилизировать», — рассказала руководитель проекта, завкафедрой «Технология и организация общественного питания» СамГТУ Надежда Макарова.
В результате самарские ученые изобрели уникальную пленку. В мировой практике есть несколько примеров создания подобной упаковки, но они условно съедобны. Аналоги состоят не только из натурального сырья, но и из искусственных добавок. Поэтому полностью организмом не усваиваются. Самарская же пленка, в основе которой фруктовое или овощное пюре, состоит исключительно из натуральных ингредиентов. Кроме того, продукт имеет минимальную калорийность, поэтому его можно считать диетическим.
Технология достаточно простая: из пюре формируют массу с пластификатором и сушат готовый пласт при температуре не выше 60 градусов. При более высокой температуре пленка становится хрупкой. Уже создано более 500 опытных съедобных образцов. Все они обладают высокой прочностью и способны конкурировать с материалом, полученным из целлюлозы. Сейчас сотрудники вуза оформляют патент на свое изобретение.
Создание такой пленки может помочь решению проблемы утилизации мусора. Привычный полиэтилен разлагается в течение 500 лет, а упаковка, созданная в Самарском политехе, — так же как и обычные яблоки.
Пищевая пленка СамГТУ может быть востребована не только в космосе. Она станет незаменима в условиях Арктики, на морских нефтяных платформах или даже во время дальних путешествий.
О Самарском Политехе (СамГТУ)
Сегодня СамГТУ — это базовая площадка для конструктивного взаимодействия научной школы и промышленности, опорный вуз региона. Тесная связь академического сообщества с производством, решение конкретных практических задач, которые ставят специалисты-практики перед учеными университета, позволили создать особую среду. В ней происходит интеграция науки, техники и инженерного образования. Это дает возможность вузу получать от работодателей четкие представления о требованиях к ключевым компетенциям выпускника и оперативно корректировать образовательные программы, а синтез технических, гуманитарных и экономических областей знаний в одном вузе позволяет ученым с успехом применять их для решения практических прикладных задач не только промышленных предприятий Самарского региона.