На форуме «Госзаказ – За честные закупки» Сергей Фахретдинов, член Общественной Палаты РФ, рассказал, как решить проблемы, с которыми сталкивается малый и средний бизнес при закупках госкомпаниями его инновационной продукции.
По официальной статистике дорожная карта по расширению доступа МСП к госзакупкам исполнена на 97,1%, а объем закупок у госкомпаний МСП в 2015 году составил 36,2%, как представил Минэкономразвития России, однако, малый и средний бизнес по-прежнему нуждается в поддержке. В первую очередь, это касается инновационного бизнеса.
– МСП готово предложить госкомпаниям инновационную продукцию, но когда дело доходит до закупочных процедур, возникают неоправданные барьеры, – считает Сергей Фахретдинов, член Комиссии ОП РФ во вопросам инвестиционного климата. – Сейчас разрабатывается типовое положение о внедрении инноваций, которое будет предусматривать унификацию сертификационных требований к инновационной продукции в рамках одной отрасли, отказ от применения по отношению к инновационной продукции стандартных тендеров, ориентацию на стоимость жизненного производственного цикла продукции. Положение должно носить не просто рекомендательный характер, а стать обязательным в работе госкомпаний и быть утверждено на законодательном уровне, – сказал Фахретдинов.
Активный спрос на инновации со стороны госкомпаний ограничивается устаревшей нормативной базой, административными барьерами и отсутствием системы внедрения инновационных решений. При включении инновационных материалов в проекты госкомпаний возникают трудности с согласованием этих проектов в Главгосэкспертизе России, которая, несмотря на поручения Президента, так и не стала проводником инноваций. Необходимо внедрить особый порядок экспертизы проектов с применением инноваций, исключить прохождение согласования в контролирующих органах по одному и тому же инновационному продукту, применяющемуся в определенной отрасли несколько раз. Тем более, что с 31 декабря 2015 года в силу вступили изменения Постановления Правительства №1352. Теперь годовой объем закупки инновационной продукции у субъектов МСП определяется как увеличенный на 5% объем договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки инноваций за предыдущий год, но не более чем 5% объема всех договоров, заключенных по результатам закупок товаров, работ, услуг за отчетный год. В случае если заказчиками в 2015 году не осуществлялась закупка инноваций у МСП, то в 2016 году госкомпания может закупить 0,5% от совокупного годового объема договоров закупки за 2015 год. При этом заказчики также вправе осуществлять закупки инноваций у бизнеса в объеме, превышающем годовой объем.
Кроме того, Сергей Фахретдинов, рассказал, что, несмотря на завершение, работа по дорожной карте «Расширение доступа МСП к госзакупкам» продолжится в новых проектах. Компетенция перейдет Корпорации МСП, Комитету «Деловой России» по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний, Общественной Палате РФ, Экспертному совету при Правительстве РФ.
Так, в ближайшее время планируется, что для малого и среднего бизнеса будет разработан единый Стандарт закупочной деятельности, создана единая Информационная система МСП. Но главным инструментом для бизнеса должна стать новая дорожная карта по развитию взаимодействия компаний с государственным участием и субъектов МСП через создание территориально-промышленных кластеров.