Блог СтюартаТейлора (Stuart Taylor), директора подразделения компании Cisco по разработке трансформирующих решений для сервис-провайдеров.
На Всемирном конгрессе мобильной связи в Барселоне я провел целую неделю. В этом году конгресс, который предоставил совершенно потрясающие возможности для общения, продемонстрировал последние отраслевые достижения и позволил заглянуть в будущее, посетили более 75 тыс. человек. Многое изменилось в отрасли со времени проведения прошлогоднего конгресса. Но самое замечательное – это то, как продолжают расширяться и изменяться границы мобильных технологий. Похоже, что мобильным становится всё.
Поделюсь своими впечатлениями о прошедшей конференции и выводами, которые я сделал по результатам бесед с операторами и заказчиками, встреч с аналитиками и коллегами, а также просто рассматривая выставочные стенды.
В ожидании очередной новой технологии
Как и в прошлом году, в этот раз не оказалось «ударной» технологии, которая бы определила атмосферу выставки. Если раньше у всех на устах была LTE (Long Term Evolution) как новейшая технология для мобильных сетей, то в этом году было практически невозможно ни увидеть эту аббревиатуру, ни услышать разговоры о ней. Хотя во многих странах мира еще не развернуты сети 4G, а в других развитие LTE только начинается, похоже, что для отрасли это уже пройденный этап. Вместе с тем она еще не знает, что за технологическая звезда взойдет на завтрашнем небосклоне.
Монетизация мобильных сетей следующего поколения
Пленарная речь Марка Цукерберга (Mark Zukerberg) и приобретение компанией Facebook (Запрещенная в РФ организация) фирмы WhatsAp за 19 млрд долларов сделали очевидным то, о чем операторы мобильных сетей уже догадались: их бизнес-модель вошла в фазу перемен. Сокращение голосового трафика, упадок сервиса передачи сообщений, конкуренция в области передачи данных со стороны независимых (over the top) сервис-провайдеров и таких альтернативных сетей доступа, как Wi-Fi, – всё это означает, что операторам пора срочно изыскивать новые способы зарабатывания денег. Отсюда и заметная сосредоточенность на том, как будет выглядеть очередная волна монетизации мобильных сетей, с демонстрацией мобильных облачных сетей, расширенных сетевых возможностей и новых решений и сервисов.
Построение новых мобильных сетей
Сейчас, когда мы практически везде видим Wi-Fi-устройства, когда дома и на работе есть Wi-Fi-доступ, когда растут публичные сети Wi-Fi, нетрадиционные операторы мобильной связи задумались над новой моделью мобильного сервиса: Wi-Fi Max – Mobile Min. Операторы кабельных и других фиксированных сетей пытаются распространить действие своих голосовых и видеосервисов за пределы дома и офиса, соединяя интернет-передачу с Wi-Fi-доступом. Чтобы не строить дорогостоящие сети и не покупать радиочастоты, они для заполнения тех 10-20 процентов времени, в которое пользователи не имеют доступа к сети Wi-Fi, приобретают ресурсы мобильных сетей.
Малые соты 2.0: от узаконения к источнику доходов
Сегодня технология Wi-Fi стала составной частью архитектуры мобильных сетей. Wi-Fi не только обеспечивает покрытие внутри помещений и разгрузку интернет-трафика, но и создает альтернативные возможности монетизации. В качестве примера можно привести комплексные Wi-Fi-решения, учитывающие местоположение. Эти решения улучшают не только качество обслуживания пользователя, но и итоговую строку баланса компании. Теперь операторы пытаются расширить возможности монетизации лицензируемых малых сот.
Виртуализуем всё
Виртуализация и облачные технологии добрались, наконец, и до ядра мобильной сети. Ряд производителей, включая Cisco, представили виртуализованные компоненты пакетного ядра EPC (Evolved Packet Core). Это не только удешевит построение операторских сетей, но и придаст им гибкости и маневренности, позволит мобильным сетям выйти далеко за привычные границы.
Сервис-провайдеры на стендах: перемена ролей
Еще не так давно сервис-провайдеры были хозяевами положения, и к ним на поклон шли производители, пытаясь продать свои мобильные продукты и сервисы. Сейчас роли начинают понемногу меняться. Я был поражен количеством огромных, ярких стендов, занятых сервис-провайдерами со всего мира. Сервис-провайдеры с энтузиазмом выставляются и продают свои новейшие приложения, облачные сервисы, игры и другие новинки мобильной связи. Эти сервисы рассматриваются как новые источники доходов, которые, будем надеяться, принесут следующую волну монетизации.
Больше и лучше
Еще не так давно мобильные устройства делались все меньше и компактнее, тогда как их телевизионные собратья становились все больше и ярче. Сейчас, когда рынок смартфонов входит в полосу зрелости, производители стараются сделать телевидение ручным, увеличивая размеры устройств. Планшет сливается с телефоном, образуя «плафон» – устройство с диагональю экрана от 6 до 7 дюймов, которые демонстрировали практически все производители. Смартфоны, со своей стороны, становятся больше: Samsung предлагает модель S5 с диагональю 5,1 дюйма, а LG – модель G2 с диагональю 5,2 дюйма, что почти на целый дюйм превышает диагональ первоначальных моделей.
От межмашинных коммуникаций к Всеобъемлющему Интернету
Повсеместная, быстрая, мобильная связь, наконец, начала создавать настоящий рынок, не только для соединения устройств между собой, но для всего, что может быть подключено к беспроводной сети. В Барселоне подключенные устройства, как и на Выставке потребительской электроники CES, были повсюду: носимые устройства, приспособления, средства домашней автоматизации, автомобили. Похоже, что с повсеместным распространением Wi-Fi, Bluetooth, больших данных и разнообразных датчиков мы стоим на пороге нового мира, в котором будут подключены все одушевленные и неодушевленные объекты.
Города становятся умнее
Когда Интернет вещей и мобильные технологии приходят в город, начинают происходить удивительные вещи. Лучшим местом, где можно увидеть будущее города, несомненно, стала Барселона. Внедренные здесь инициативы помогли не только сократить издержки и повысить производительность труда, но и улучшить качество жизни горожан. Я лично провел немало времени в городе вместе с заказчиками, демонстрируя умные автобусные остановки и парковки, системы управления сбором мусора и уличным освещением, системы предоставления городской информации, словом, всё, что делает Барселону ведущим умным городом мира.
Следующий этап – корпоративная мобильность
Большинство компаний начинают внедрять стратегию использования сотрудниками собственных устройств (bring-your-own-device, BYOD). Этот тренд поддерживают многие производители, совершенствуя управление устройствами, предлагая системы безопасности и решения с двойным профилем (личным и корпоративным). Ряд инновационных компаний, консалтинговых фирм и сервис-провайдеров сейчас разрабатывают уникальные решения, которые с помощью мобильных технологий начнут реально трансформировать предприятия и отрасли, открывая новый этап корпоративной мобильности.
Безопасность
Инфобезопасность в мобильных сетях всегда была на первом месте, а Интернет вещей и Агентство национальной безопасности США (NSA) придали ей еще большую значимость. Чтобы Интернет вещей заработал, пользователь должен быть уверен, что его автомобильная сигнализация, домашние датчики, информация о здоровье и т.п. находятся под надежной защитой. Большой интерес вызвал представленный на конгрессе смартфон Blackphone, предназначенный для защиты пользователей от несанкционированного наблюдения. Возможно, это стало результатом полемики о правительственной слежке.
Мобильные деньги: снова, и снова, и снова
Последнее, о чем я обычно рассказываю после посещения очередного Всемирного конгресса мобильной связи, это мобильные платежи. В этот раз банки, эмитенты кредитных карт, операторы мобильной связи и другие провайдеры снова представили свои решения, как бы соревнуясь в создании безналичного мира. И снова этот мир оказался в отдаленном будущем. Несмотря на множество интересных технологий и решений, которые уже начинают приниматься потребителями, мне кажется, что нам предстоит длинный путь, и в следующем году мне опять придется рассказывать о перспективах мобильных платежей.
О компании Cisco
Cisco, мировой лидер в области информационных технологий, помогает компаниям использовать возможности будущего и собственным примером доказывает, что, подключая неподключенное, можно добиться поразительных результатов.
Чистый объем продаж компании в 2013 финансовом году составил 48,6 млрд долларов. Информация о решениях, технологиях и текущей деятельности компании публикуется на сайтах www.cisco.ru и www.cisco.com.
Cisco, логотип Cisco, Cisco Systems и логотип Cisco Systems являются зарегистрированными торговыми знаками Cisco Systems, Inc. в США и некоторых других странах. Все прочие торговые знаки, упомянутые в настоящем документе, являются собственностью соответствующих владельцев.