На практике аналитики и инвесторы часто сталкиваются с тем, что их ожидания от той или иной компании не оправдываются. Причем, как оказалось по результатам ряда исследований мнений инвестсообщества, проведенных аналитиками ЗАО «Интерфакс Бизнес Сервис», в большинстве случаев речь идет об одних и тех же проблемах.
13 декабря в рамках круглого стола «РИИ ММВБ» и ЗАО «Интерфакс Бизнес-Сервис» подвели итоги совместного исследования «Рынок инноваций и инвестиций глазами инвестиционного сообщества». Главный вопрос, который задавался 59 респондентам, непосредственно связанным с отечественным рынком инвестиций: «Существует ли в России рынок инноваций?».
Исследование показало, что рынок инноваций в России, по мнению большинства опрошенных (порядка 78%), все-таки существует и даже привлекателен для вложений.
Выяснилось, что в целом инвесторы корректно воспринимают отечественный рынок инноваций, как площадку, на которой представлены компании:
с высоким потенциалом роста бизнеса;
со значительным уровнем риска;
с акциями, которым пока свойственна недостаточная ликвидность.
По итогам исследования общее отношение респондентов к РИИ ММВБ аналитики ЗАО «Интерфакс Бизнес Сервис» оценили как «настороженный интерес». Однако: половина опрошенных все-таки выразила готовность рекомендовать к покупке ценные бумаги компаний инновационных отраслей.
На примере таких инвестиционных кейсов, как 6,5-кратный рост паев ЗПИФа «Финам-Информационные технологии» с момента вывода на рынок, РИИ ММВБ будет все меньше ассоциироваться у инвесторов с компаниями малой капитализации и запредельными рисками инвестирования. Одним из основных пожеланий участников круглого стола было более подробное и адресное информирование рынка о развитии бизнеса инновационных компаний, бумаги которых обращаются на бирже. Именно проведение широкого опроса российских инвесторов (Perception Study) позволило сторонам увидеть всю палитру взаимных пожеланий и опасений.
Геннадий Марголит, Вице-президент объединенной биржи ММВБ-РТС сообщил, что результаты данного исследования лягут в основу стратегии развития и продвижения биржевой площадки для компаний малой и средней капитализации РИИ ММВБ в 2012 году: - Состоявшееся в ходе круглого стола обсуждение показало, что назрела необходимость создания особой информационной программы по работе с российскими инвесторами и эмитентами. Представители биржи выступают консультантами, имеют возможность руководить или направлять эмитентов и должны это делать! Выходя на биржу, компании должны понимать, что им предоставляются новые возможности, но у них появляются и новые обязанности. А инвесторы были должным образом осведомлены о том, что в настоящее время происходит с компаниями, бумаги которых представлены на бирже.
Информационные проблемы российских компаний отмечали и участники опроса управляющих и IR-специалистов российских и иностранных управляющих компаний венчурных фондов (опрос проведен аналитиками ИБС в ноябре-декабре 2011 года):
- Информационная проблема сейчас одна из фундаментальных, - отмечает Иван Литвинцев, директор UFG Private Equity. - Многие иностранные инвесторы ассоциируют Россию с Ходорковским, недружественным режимом и какими-то другими неприятными вещами. Поэтому, на мой взгляд, в умах международных инвесторов в настоящее время существует определенный информационный барьер, с которым необходимо бороться.
- В ситуации, когда «перезагружается» долгосрочный экономический цикл и меняется мировой технологический уклад, наличие жизнеспособной стратегии развития на российском и международном рынках жестко разделит компании на лидеров и проигравших, причем уже в течение ближайших лет, - считает Станислав Мартюшев, генеральный директор ЗАО «Интерфакс Бизнес Сервис». – В эпоху перемен и перманентного кризиса критически важно умение компании быстро корректировать свою стратегию развития – как на профильном рынке, так и на рынке финансовом. Регулярное «считывание» внешнего восприятия вашей компании как раз и формирует направления для само-совершенствования, для коррекции позиционирования нюансов инвестиционной привлекательности бизнеса. Если вы ничего не раскрываете о своей компании, либо делаете это чересчур дозированно, это вовсе не говорит об отсутствии мнений у внешних аудиторий о ваших возможностях и перспективах развития. Уверены ли вы, что эти мнения объективны и благоприятны для вашего бизнеса?
Действенный инструмент для объективной оценки внешнего восприятия компании – проведение классического опроса, Perception Study. Причем, это не сумбурный опрос, выполненный силами младшего помощника секретаря. Речь о развернутом, беспристрастном анализе настроений и намерений инвесторов, для чего обычно требуется месяц работы двух квалифицированных финансовых аналитиков. Это «чувствительная» работа и её нельзя выполнить качественно без обкатанной методологии, обширной базы контактов и, самое главное, без знания неписаного этикета поведения на российском рынке капитала.
В этой связи, будь то выход на российский рынок иностранных венчурных фондов или прямых инвестиций, либо нового эмитента на биржу, необходимо заранее обращаться к опыту проверенного в таких вопросах подрядчика. Следует также отдавать себе отчет о рисках привлечения иностранных исполнителей, слабо знакомых со спецификой российского рынка капитала: весьма вероятные провальные результаты сотрудничества не приблизят Вас к решению имеющихся IR-задач.
Хотелось бы подчеркнуть: в России уже сформировались профессиональные компании, зарекомендовавшие себя с положительной стороны не только на рынках России и стран СНГ. Такие подрядчики способны провести для Вас Perception Study на высоком профессиональном уровне и представить в итоговом отчете не только подробнейший список проблем компании и ожиданий инвестиционного сообщества, но и рекомендовать варианты улучшения существующей ситуации.
Экспертиза аналитиков ИБС обычно помогает зримо укрепить взаимоотношения с вашими инвесторами.
ДЛЯ РЕДАКТОРА
«Интерфакс Бизнес Сервис» является дочерней компанией Международной информационной Группы «Интерфакс» и специализируется на оказании сервисов и консалтинговых услуг в области взаимоотношений с инвесторами (Investor Relations) в России и странах СНГ.
«Интерфакс» обладает уникальными возможностями по оказанию услуг в области IR: ресурсами ведущего российского информационного агентства, тесной связью с российскими институциональными и частными инвесторами.
Компания имеет опыт работы с эмитентами и инвесторами в разных областях (инвестиционное позиционирование, разработка инновационных форматов раскрытия информации, rating advisory, независимая финансовая аналитика, привлечение частного акционерного финансирования в компании малого и среднего бизнеса).
В течение 2005-2011 годов компания осуществляла консультирование и предоставление IR-сервисов свыше 60 клиентов в России, Украине, Казахстане из более чем 10 отраслей.