26.07.2014 В России появится финансовый омбудсмен В российском парламенте рассматривается законопроект о введении института финансового омбудсмена, который будет заниматься в том числе и досудебным разбирательством жалоб страхователей. Таким образом, досудебное разбирательство станет обязательным – мол, суды перегружены, а страховые компании несут огромные расходы на т. н. автоюристов. И этот финансовый омбудсмен вроде бы будет рассматривать жалобы быстрее судов, что будет очень полезно для автовладельцев. Но давайте попробуем разобраться: а зачем это нужно? Страховая деятельность является предпринимательской, а потому, прежде всего, направлена на получение прибыли. Красивые слова о её полезности и стремлении страховщиков сделать жизнь клиентов удобнее и безопаснее оставим висеть в воздухе и посмотрим на эту сферу бизнеса именно как на сферу бизнеса. Как говорится, ничего личного. Какая реальная польза от омбудсмена?Начнём с оправдания страховщиков, которые не раз заявляли, что как статью дохода ОСАГО в расчёт брать им не приходится. «Автогражданка» не убыточна разве что в столичных городах и регионах, а вот в провинции – это сплошной убыток. Правда, тут сразу можно спросить: а почему страховщики «забывают» о том, что в провинции статистика аварийности существенно ниже, чем в мегаполисах? Страховые выплаты ведь приходится осуществлять реже. Страховщики много лет добиваются повышения ставки базового тарифа ОСАГО в расчёте на сокращение убытков. Однако ни для кого не секрет, что страховые компании отыгрываются на КАСКО, цена на которое, по мнению многих специалистов, и сегодня слегка завышена. Но вот наконец-то добились повышения тарифов ОСАГО, однако на меньшую величину, чем хотели. Следовательно, надо ожидать и роста цен на КАСКО – калькулятор «вашей» же страховой компании совсем скоро покажет неожиданно большую сумму. А дождутся ли автовладельцы в ответ повышения качества услуг? А вот здесь как раз и стоит оценить многочисленные жалобы страховщиков на… жалобы страхователей, которым регулярно приходится обращаться в суды. Да, рядовым автовладельцам для этого требуются профессиональные юристы, расходы на которых впоследствии взыскиваются с проигравшей стороны, то есть со страховых компаний. Но ведь объём этих расходов страховщики могут сократить за счёт повышения качества обслуживания. Такой путь кажется более логичным. Проблема не решается, но вместо этого анонсируется создание нового органа, который, по сути, лишь создаст дополнительные трудности для страхователей. Пролоббировано и досудебное разбирательство, и пост финансового омбудсмена. Очевидно, что некоторые страхователи начнут отказываться от своего обоснованного намерения обжаловать действия (а обычно – бездействие) страховщиков, поскольку и сам процесс взыскания возмещения затянется, и затраты на квалифицированную юридическую помощь в досудебном обжаловании компенсировать будет невозможно. Так что если калькулятор ОСАГО или КАСКО будет показывать пусть увеличившиеся, но понятные цифры, то взыскать разумные суммы хоть по ОСАГО, хоть по КАСКО станет только сложнее. Пока что видно, что страхователи и страховщики пользуются разными калькуляторами ОСАГО и КАСКО, и сближения позиций никак не предвидится. |