05.01.2016 Гармония построения обложки книги Однако чувство равновесия можно развить. Начинающего можно направить по пути самостоятельного воспитания глаза на тех лучших образцах, которые встречаются в повседневной работе. Чувство равновесия заложено в каждом, его нужно воспитать. Несколько элементарных практических советовНачинающему мы порекомендуем при взгляде на свою работу (а по началу — на готовую чужую работу) фиксировать внимание на том месте обложки, титула, полосы и т.п., которое хотя бы в незначительной мере не удовлетворяет глаза, мешает ему, — и пробовать здесь добавить веса (при помощи подчеркивания или накладывания вырезанной откуда-либо более тяжелой строки) или уменьшить его (при помощи закрывания части строки сверху, снизу полосками белой бумаги). Уменьшение или увеличение веса строк в соответственных случаях может производиться и при помощи укорачивания или удлинения строк. Сопоставление того, что было, с тем, что получается, откроет глазу секрет. Понятно, что одновременно с "весовыми" операциями может потребоваться и передвигание строк, для чего следует разрезать оттиск, а для макета отдельные строки написать на отдельных кусочках бумаги, — чтобы при передвигании их найти наилучшее, наиболее равновесное положение. Макет можно делать при помощи расклейки строк соответствующих кеглей, вырезанных из корректур. Очень удобно также заказать в типографии набор (квадратов на 6 ширины) тех нескольких шрифтов, которыми чаще всего пользуются для обложек, во всех кеглях и отпечатать в нужном количестве, чтобы макет мог быть точно расклеен на сетке, см. стр. 284 (можно, напр., набрать букву "н" на 6 кв.). Плохо выполненные обложки отличаются тем главнейшим недостатком, что они делаются без учета указанного момента композиции. Неправильным расположением линий и пятен, лишними или недостающими пятнами плоскость не намечается, но дезорганизуется или перегружается. В худшем случае обложка компонуется вне зависимости от данного прямоугольника, данного соотношения сторон, обложка живет вне зависимости от площади. Достаточно пересадить какую-то готовую обложку на прямоугольник иных размеров, с иным соотношением сторон - на чужую площадь, чтобы убедиться в этом. Делает ее перегруженнойВерхняя полоса и нижнее пятно в данном отвлеченном случае определяют плоскость; второе пятно, являясь излишним, делает схему вялой. (В этом утверждении имеется доля субъективности, но эта "субъективность" получила право хождения. Так или иначе, этот пример представляется только в качестве учебного.) Понятно, что в конкретном случае и другой нижний угол может быть занят каким-то пятном (строками и т.п.), но тогда оно должно быть как-то компенсировано (усилено, ослаблено) какими-то добавочными элементами; правильнее говоря, оно должно быть увязано с целым. Но тогда вся композиция, быть может, потребует перекомпоновки (исходя из всех конкретных явлений случая). Если обычный набор в рамке в рядовых случаях располагается более или менее шаблонно, то для сколько-нибудь необычного набора следует искать наилучшее наиболее равновесное положение в соотношении с прямоугольником бумаги. Это положение, как сказано, находится одновременно с композицией отдельных элементов, с тяжестью (жирностью, кеглями) отдельных строк. В соответствии со сказанным о разрешении прямоугольника макет обложки должен строиться на точно вырезанном листе бумаги данного формата и данного цвета, ибо в общей композиции участвуют также краски в качестве элементов нагружающих. Следовательно, те или иные строки нужно выписывать соответствующего цвета краской. Лучше всего макет обложки давать вместе с корешком и четвертой страницей, чтобы он давал совершенно ясное представление о будущей книге На отдельные части, взамен покрытия краской (подкладки, фоны и т.п.), если в том есть необходимость, можно наклеивать куски бумаги соответствующего цвета. Это проще и в то же время дает более явственные результаты. Под рукой нужно иметь разноцветную бумагу. При макетировании переплетов с золотым тиснением следует иметь под рукой акварельную бронзу. Статья взята с сайта www.zsa-print.ru |