09.10.2014  Развитие франчайзинга как прививка от кризиса

М3 - развитие франчайзинга 1.jpg

Покупка франшизы – это один из самых простых и надежных способов заняться первым бизнесом в России. Каждые 2-3 года рынок франшиз в РФ удваивается, что свидетельствует о большом потенциале данного направления в сравнении с другими странами. При этом в России существует множество особенностей ведения бизнеса по франшизе хотя бы потому, что понятие франчайзинга у нас даже не закреплено законодательно.

Желающие начать собственный бизнес сегодня имеют массу возможностей изучить рынок. Например, вот каталог франшиз, которые может выбрать для своего первого дела начинающий предприниматель. Но свои особенности в этом деле есть.

Для франчайзера в России крайне важно найти перспективного партнера, который будет в состоянии быстро воплотить у себя уже готовую бизнес-схему и наладит «фитбек». В то же время франчайзи особенно нуждается в универсальной и полностью рабочей идее, а также в надежном партнере, который может оказать содействие в практической реализации франшизы.

В условиях международных санкций и прогнозируемого многими экспертами ухудшения бизнес-климата в России, следует отметить, что экономические потрясения, начавшиеся в конце прошлого десятилетия, продемонстрировали поразительную надежность франчайзинговой бизнес-модели. Так, компании, которые работали по франшизе, оказались гораздо более стойкими. По подсчетам Международной Ассоциации Франчайзинга, треть небольших и средних фирм, осуществлявших свою деятельность на свой страх и риск, разорились, тогда как предприятий-франчайзи разорилось всего 6%.

Сегодня в России работает около полутысячи предприятий-франчайзеров, которые продали свою бизнес-модель почти 20 тысячам франчайзи. Основная масса таких компаний осуществляет свою деятельность сфере ресторанного бизнеса и розничной торговли. Примерно 40% франшиз на российском рынке – это иностранные компании.

Наша страна по-прежнему остается достаточно интересной для многих западных торговых марок, планирующих расширение за пределами своих домашних рынков.

Российские компании-франчайзеры тоже демонстрируют великолепные темпы прироста партнерской сети, которая особенно интенсивно развивалась в последние пять лет. В частности фирма «Экспресс Ритейл», которая предоставляет франшизы розничным торговым сетям под брендами «Копейка» и «ПЕРЕКРЕСТОК ЭКСПРЕСС», наращивает количество франчайзинговых магазинов как путем привлечения новых партнеров, так и благодаря расширению сети магазинов у каждого отдельно взятого франчайзи. Это свидетельствует о системной успешности проекта в целом.

Отрасль заведений быстрого питания также характеризуется стремительным ростом. Количество заведений, работающих по франшизам, удваивается буквально каждый год.

Отдельно следует сказать об успехах франчайзеров, работающих в сфере обслуживания. К примеру, фирма «Fast & Shine», открыв десятки отделений по всей стране, начала экспортировать свою франшизу в страны ближнего зарубежья и даже вплотную занялась вопросами по выходу на европейский рынок. Такой успех достигнут благодаря уникальному продукту, который удалось вывести на рынок услуг.

После насыщения рынка Москвы и Петербурга, франшизные предприятия начали активно осваивать регионы России, которые представляют собой буквально непаханную целину для предпринимателей.

Немало поспособствовала развитию франчайзингового бизнеса в России и активная позиция в этом вопросе банковского сектора. К примеру, в «Сбербанке России» действует специальная программа, помогающая молодым бизнесменам открыть собственную франчайзинговую фирму. Благодаря кредитной программе банка, франчайзи может смело запускать новый проект под крылом надежного партнера. Своя программа кредитования имеется у фингруппы «Лайф», в которую входит семь независимых частных банков. Это далеко не все банки, активно помогающие развивать именно этот вид бизнеса. В перспективе список кредиторов, желающих поддержать франчайзи, будет только расширяться.

Франчайзинг популярен еще и потому, что легко заполняет «черные дыры» в структуре экономики, снижая уровень ее фрагментированности. Основой сильной рыночной экономики всегда считался и всё еще считается хорошо развитый малый и средний бизнес, который во всех развитых странах занимает не менее половины ВВП. Чем активнее будет развивать франчайзинг в России, тем меньше наша экономика будет зависеть от крупных предприятий, занимающихся экспортом сырьевых ресурсов.