03.04.2003  Налог на рекламу, скорее всего, будет отменен

   Вчера представители Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) провели пресс-конференцию, посвященную инициативе отмены налога на рекламу.
   В сфере налогообложения рекламы на сегодняшний день существует две основные проблемы: 1) невозможность отнесения всех затрат на рекламу на себестоимость (в расходную часть) рекламируемого продукта; 2) наличие в существующей налоговой системе РФ налога на рекламу. Российская ассоциация рекламных агентств, выражая единую позицию рекламного сообщества о необходимости скорейшей отмены существующего налога на рекламу, предложила представителям властных структур и рекламного бизнеса высказать свою позицию на пресс-конференции.
   Выступая первым, ответственный секретарь фонда Развития рекламно-информационной индустрии (РАРИН) Московской ТПП Александр Виноградов отметил, что со вступлением в силу 1-го января 2002 года 25 главы части второй Налогового кодекса (НК) РФ вышеуказанные проблемы оказались решены лишь отчасти. К примеру, ст. 264 НК РФ, с одной стороны, разрешив безлимитно включать в расходы затраты на рекламу, с другой стороны, установила исчерпывающий перечень того, что в таких случаях следует считать расходами на рекламу, одновременно сохранив лимит отнесения на расходы затрат на те виды рекламы, которые оказались не поименованы в п.4 данной статьи (лимит установлен в размере 1% от реализационной выручки).
   Бизнес постоянно развивается, заметил А. Виноградов, появляются новые виды рекламы, которые законодатель в конкретный момент не в силах учесть. До сих пор, по его словам, не определено точно, что считать рекламой, а что нет, и соответственно, что считать расходами на рекламу. Что касается налога на рекламу, то, по мнению А. Виноградова, этот налог сам по сам абсурден, он не имеет никаких обоснований экономического характера, под ним даже нет конституционного обоснования, под ним нет и законодательного акта федерального значения.
   Экономическое обоснование, по мнению А. Виноградова, налог на рекламу имеет только в Москве, во многих регионах налог существует только теоретически, а там, где он введен, поступления от этого налога составляют не более 0,1-0,3% доходного источника бюджета.
   Депутат Мосгордумы А. Крутов высказал несколько иную точку зрения по поводу налога на рекламу. Налог, по его словам, отнесен Налоговым кодексом к источникам местных бюджетов, в Москве и Санкт-Петербурге ставки этого налога устанавливаются на уровне Москвы и Санкт-Петербурга, для всех остальных субъектов федерации – это источник муниципального бюджета, и отбирать у них этот источник, не дав ничего взамен, нельзя. На данной стадии, по словам А. Крутова, необходимо подумать о направлении части доходов федерального бюджета в местные бюджеты с тем, чтобы не было выпадения доходов. А. Крутов, как вариант предложил часть налога на добавленную стоимость пересчитать в местные бюджеты в той пропорции, которая была бы достаточна для покрытия состояния 2003 года по стране. Под действие налога на рекламу, по словам А. Крутова, попадает по Москве объем в 60 млрд рублей.
   Депутат Мосгордумы не согласился с высказыванием об экономической несостоятельности налога, сказав, что каждый этап продвижения товара на рынок можно было бы обложить налогом. А. Крутов опроверг высказывание А. Виноградова о том, что налог незаконен, он заметил, что налог на рекламу просто был принят в другой стране. В заключение своего выступления, депутат Мосгордумы сказал, что отмена налога на рекламу станет исключительно важным шагом в деле дальнейшей легализации рекламной деятельности, рекламодатели будут поставлены в современные условия, а иностранные инвесторы возможно смогут с большим пониманием и доверием отнестись к российской правовой базе.
   Заместитель руководителя фракции «Яблоко» И. Артемьев заметил, что в крупных зарубежных компаниях говорят о том, что нигде в мире нет подобного налога. Этот налог, в силу легкости ухода от него, заставлял рекламодателей делиться с чиновниками, усиливая коррупцию и препятствуя тем самым, нормальному развитию бизнеса. Сейчас нужно, по словам И. Яковлева, обратить внимание на то, что этот налог предположительно может быть переброшен на уровень муниципальных бюджетов и пока это не произошло нужно принимать принципиальное решение по поводу этого налога. Иначе, как заметил И. Артемьев, в результате, налог закрепиться еще лет на десять.
   Генеральный директор Ассоциации рекламодателей В. Желнин высказал точку зрения рекламодателей на данную проблему. На крупные компании этот налог, по его словам, влияет с точки зрения инвестиционного климата. Однако, международные компании на российский рынок все-таки пришли, а для российских компаний этот налог – явление неприятное. Как правило, по мнению В. Желнина, очень неприятный разговор иногда бывает между генеральным директором и рекламным отделом, когда генеральный директор говорит, зачем нам реклама, тем более, что с нее еще и налог надо платить.
   Поэтому, отмена налога, как заметил В. Желнин, поможет российским предприятиям и мелким рекламодателям, станет серьезным шагом для всего рекламного сообщества.
   На пресс-конференции были приведены достаточно серьезные аргументы не в пользу существующего налога на рекламу и в пользу его отмены. Таким образом, можно надеятся, что налог все-таки будет упразднен, а российские предприятия смогут "вздохнуть с облегчением".
   ИА "Альянс Медиа"