09.10.2009 Проект закона о торговле не устраивает ни крупные сети, ни малые предприятия Обсуждению будущего федерального закона о торговле был посвящен представительный «круглый стол», состоявшийся в пресс-центре газеты «Аргументы и факты». Открывая его, председатель Союза потребителей России Петр Шелищ заявил, что на поверхности споров о законе неправомерно находятся отношения торговых сетей по продаже продовольственных товаров и их поставщиков, в то время как потребителей волнует совершенно другое – место сетей в торговле страны, способность их удовлетворять потребность в товарах и частота нарушения прав потребителей. «Закон обходит вопросы качества и цены. В развитых странах миллионными тиражами издаются потребительские журналы, в которых указывается, где и какой товар можно приобрести дешевле, каково его качество, а у нас таких журналов единицы, и тиражи их слишком малы», - констатировал П.Шелищ. Он привел сравнительные данные о числе занятых в торговле в России (15,7%), США (15-16%) и Германии (14%), установив тем самым, что Россия по этому показателю практически ничем не отличается от мировых лидеров экономики. «Грустно другое – производительность труда в России в разы ниже, чем в развитых странах, однако в торговле она опять-таки почти такая же, как за границей, поскольку эту величину определяет размер среднего чека, а не способность продавца обслужить как можно качественнее и больше покупателей, пришедших в магазин», - заметил П.Шелищ. Он полагает, что появление нового, «сетевого» формата торговли в России представляет собой революцию, сравнимую с промышленной, когда возникли крупносерийные производства. «Сети, имеющие возможность устанавливать прямые отношения с поставщиками, устраняют из цепочки посредников оптовое звено. Чтобы вы понимали, о чем речь, в стране действует 170 тыс. розничных предприятий и 130 тыс. оптовых, то есть, почти поровну. Разумеется, устраняя посредников, сети минимизируют издержки. Потребителю понятен их ассортимент и качество. Правда, если сети нарушают права потребителей, то такие нарушения оказываются куда масштабнее, чем в обычных магазинах», - отметил П.Шелищ. Председатель Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Александр Борисов считает, что проект закона о торговле в нынешней редакции невыгоден никому – ни сетям, ни обычным форматам торговли. «По отношению к сетям он вообще носит запретительный характер. Если же учесть, что развитие сетевого формата торговли сегодня остановилось в городах с населением в 150 тыс человек, при принятии закона и это участие будет свернуто», - предупредил А.Борисов. Он опроверг обвинения сетевой торговли в росте цен, мотивируя эти обвинения массированной кампанией в СМИ, инициированной теми контрагентами сетей, которые ратовали и ратуют за снижения требований сетей к качеству продукции. «Если так пойдет и дальше, мы окажемся снова лицом к лицу с советской моделью торговли - раздраженными продавцами и суженным ассортиментом. Проникновение сетей сегодня измеряется тридцатью процентами и в результате запретов остановится и сожмется», - уверен А.Борисов. Законопроект, по его мнению, ущербен еще и потому, что не упоминает об электронных формах торговли. Управляющий делами группы компаний «Спортмастер» Сергей Агибалов поставил вопрос о непродовольственных сетях. «Закон словно забыл о нас, а ведь мы работаем с ведущими мировыми брендами, распространяя по 15 млн единиц товаров в год, платя не только налоги в бюджеты федеральный и местные, но и таможенные пошлины. У нас занято 15 тыс. человек – и неужели нас нужно зарегулировать насмерть? Законопроект не учитывает сложности нашей формы торговли совершенно – ни того, что у нас огромный распределительный центр, ни разноформатности наших магазинов в принципе. Одни запреты», - посетовал С.Агибалов. Директор департамента по связи с инвесторами торговой сети «Магнит» Олег Гончаров возразил А.Борисову в части его тезиса о том, что сети остановились на рубеже средних городов России с населением в 150 тыс. и не идут дальше. «Торговля в России и вправду находится в зачаточном состоянии, однако сети приходят даже в населенные пункты, где стационарной торговли до них вообще не было, где продовольственный бюджет семьи из трех человек измеряется 4,5 тыс рублей в месяц. Российскую торговлю сейчас пытаться регулировать нельзя. Мерить ее по цивилизованным странам невозможно. Законопроект же пытается это делать, причем судит по Москве. В итоге, вместо того, чтобы выправить нормы уже существующих законов, пытаются отрегулировать сети, которые только встают на ноги», - считает О.Гончаров. Он предупредил, что любые обременения торговой системы приведут к повышению себестоимости и, следовательно, нагрузки на потребителя. Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский убежден, что принятие закона не сильно скажется на потребителях, однако его нормы и положения уже сегодня можно считать крайне невыгодными для всей торговли страны в целом. «Запрет на возврат товара приведет к тому, что товар этот просто не будут у поставщика брать. И это удар по малому и среднему бизнесу. Запрет открывать новые торговые точки там, где доля на рынке превышает 25%, ставит барьер на пути распространения торговых предприятий в регионы. Запрет на бонусы, разрешение отсрочки платежа – все это негативно скажется на торговле страны в первые же дни после вступления закона в силу, если не раньше», - уверен И.Белоновский. Он полагает, что регулирование торговой наценки свыше приведет к удорожанию социальной группы товаров, низкие цены на которые держатся в результате высоких наценок на товары несоциальной группы. «В результате можно ожидать ухудшения качества товаров, укрепления позиций неэффективных ритейлеров и поставщиков», - подытожил И.Белоновский. Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Владимир Малышков обвинил законопроект в том, что его писали, как ему кажется, люди с таким серьезным достатком, что проблемы рядового потребителя их во время написания текста не очень волновали. «Закон не решает ни одной проблемы торговли на уровне государственном. Принимать закон, конечно, надо, потому что страна с таким колоссальным рынком не может его не иметь. Но особыми акцентами закона о торговле должны быть социальные товары, которые должны быть в каждом магазине с наценкой, стоимость которой регулирует государство, обеспечивая отраслям, которые их производят, минимум рентабельности», - заявил В.Малышков. По его мнению, доля торговых сетей в Москве совершенно не критична (38%), тогда как в США она превышает 90%. Он выступил сторонником дальнейшего распространения сетевого формата торговли. «Наценки в сетях ниже, чем в обычных магазинах, у них логистика, подготовка кадров», - аргументировал В.Малышков свое мнение. Сегодня, полагает он, некому контролировать торговлю в принципе. Еще совсем недавно бывший министр экономического развития и торговли РФ Греф наотрез отказывался от какого бы то ни было регулирования торговли, считая, что она сама может отрегулировать себя. Но сегодня один Роспотребнадзор, в противоположность эффективной советской Росторгинспекции, совершенно не справляется с возложенной на него задачей. «Торговлей по-настоящему занимаются, по сути, лишь в Москве, где на нее работает целых три департамента – развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка и услуг и продовольственных ресурсов. Каждые три года принимается программа развития, где контролируется исполнение каждого пункта», - сообщил В.Малышков. По его мнению, невозможно умалчивать в законе развитие непродовольственных торговых сетей, занимающих 51% рынка. «Никто не занимается импортозамещением, никто не ставит отечественных производителей во главу угла, а в мире все стоят за своих, везде протекционизм, кроме России. Никто не заботится о потребительской кооперации, оптовых организациях, общественном питании, бытовых услугах – они в законопроекте даже не упомянуты, а ведь это производства полного цикла, в отличие от ритейлеров. Только в Москве в торговле занято 580 тыс. человек, а в услугах и общепите – 920 тыс. человек», - указал В.Малышков. Он обвинил законопроект в том, что он ограничивает долю торговой организации на рынке в 25%, при том, что торговля в регионах еще недостаточно развита для таких ограничений и в глухих населенных пунктах никто не будет устраивать конкурсы на установку торговых палаток, если желающий установить их всего один. Единственным последовательным защитником интересов малых торговых предприятий оказался на «круглом столе» вице-президент «ОПОРы РОССИИ» Вячеслав Корочкин. Он продекларировал, что в законе должен быть соблюден баланс между крупными и малыми торговыми предприятиями, возразив Олегу Гончарову в том, что регулировать торговлю рано, тем, что в США закон об ограничении торговых сетей появился в 1920-х гг., когда тамошние сети только зарождались. «Нужна дифференциация торговой нагрузки. Чем меньше торговое предприятие, тем меньше должны быть платимые им налоги. В законе должны быть нормы и механизмы сохранения малых форм торговли – микропредприятий, семейных предприятий. Их нужно наделить патентом – возможностью платить налоги раз в год», - заявил В.Корочкин. Также, по его мнению, законопроекту необходимо усилить тему ярмарочной торговли. «Региональные администрации следует обязать устраивать в специально отведенных для ярмарок местах еженедельные ярмарки местных производителей. Они должны знать, что могут приехать туда-то тогда-то и реализовать свои товары. У местного производителя должен быть выбор, идти в торговую сеть или продавать свои товары самому», - заключил В.Корочкин. ИА "Альянс Медиа" |