25.11.2008 Москва: антирейдерский штаб помогает предпринимателям То, что предприятия малого и среднего бизнеса столицы истерзаны немотивированными проверками, не секрет. Не раз уже публично говорилось и о том, что целью проверяющих при подобном «наведении порядка» является взятка. В связи с этим на сайте Генпрокуратуры РФ даже открыли раздел для прокурорского надзора по защите прав предпринимателей, занимающихся малым и средним бизнесом. Каждую неделю это ведомство получает по 30–40 сообщений о фактах грубого вымогательства проверяющими денег у бизнесменов. Есть о чем задуматься. О том, как ведется борьба с коррупцией в среде малого и среднего бизнеса столицы, корреспонденту «Вечерки» рассказал Андрей Маштаков, генеральный директор НП «Московское агентство развития предпринимательства». В.: Итак, план по борьбе с коррупцией утвержден. Особое место в нем уделено контролю за доходами чиновников. Но взятки не только берут, но и дают. Что вынуждает малый бизнес давать взятки, соглашаться на откаты? Это несовершенство законодательства или просто российская традиция? О.: Здесь скорее всего совокупность двух этих факторов. Малому предпринимателю необходимо как можно больше времени уделять своей работе. У него нет никаких отделов, департаментов и так далее. Он сам должен успеть везде. Для того чтобы решить все вопросы быстрее, многие платят деньги частным лицам. Например, в связи с погодными условиями появился новый вид деятельности в Москве – работа мобильных офисов по шиномонтажу. В прошлом году их практически не было. В этом году их появилось множество. Работают без оформления документов. Не всегда по своей вине. Ведь для того, чтобы все у них было по закону, нужно подготовить документы, чтобы получить официальное разрешение работать в каждом из 10 округов города. Это около 20 разрешительных «бумажек». Многие из них вообще невозможно получить быстро. Поэтому бизнесмены работают на свой страх и риск. Работники милиции прекрасно это знают и останавливают работу таких офисов. Налагают на бизнесменов штраф в размере 1500 рублей. В откат получают 1500 (а иногда всего 500) рублей. В принципе, это небольшие деньги – стоимость работы по сборке одного колеса как раз 500 рублей и стоит. Откат окупается в процессе обработки всего одного автомобиля. До очередной проверки… Получается, с одной стороны, двухмесячная работа с документами плюс конкурс, который займет еще 30 дней драгоценного рабочего времени. С другой, – откат в 1500 рублей местным милиционерам, которые практически не будут задавать вопросов. Такая же ситуация складывается у представителей малого и среднего бизнеса с налоговой инспекцией, когда она закрывает организациям счета. Им выгодно решать вопросы денежными штрафами. Здесь я вижу выход только один – быстрое рассмотрение в судах тех вопросов, которые возникают с предпринимателем при проведении проверок или при закрытии предприятия. В.: На каких этапах работы малого предприятия особенно велик риск его владельца вступить в коррупционные отношения (во время регистрации, получения в аренду помещения, получения кредитов, госзаказов)? О.: Я так предполагаю, что в коррумпированные отношения можно вступить всегда. Ну, во-первых, по закону сейчас тебя не имеют права проверять планово. Все проверки – только внеплановые. Поэтому плановые проверки – это риск только через два года. А внеплановые проверки могут пройти на второй день существования организации. Например, когда у меня было предприятие, ко мне пожарный инспектор пришел на третий день начала работы компании. И с его стороны были явные намеки на то, что нужно ему заплатить. Причину для штрафа он нашел быстро: двери повешены не в ту сторону. В итоге нам было объяснено, что нужно выполнить 28 пунктов, и только наше участие в Фонде поддержки пожарных дало возможность спокойно работать дальше. Сейчас, кстати, этот фонд закрыли. Пожарные одни из первых начали бороться с коррупцией напрямую. Кстати, МЧС в этом отношении является передовой с точки зрения борьбы с коррупцией. Конечно, коррупция везде есть, и это наша беда. Но они одни из первых уже утвердили регламент пожарной безопасности предприятий. И в соответствии с этим регламентом есть возможность с мая 2009 года декларировать свою пожарную безопасность. То есть в данном случае малые предприятия будут освобождены от плановых проверок. В.: Какую поддержку оказывает правительство Москвы малому бизнесу в период финансового кризиса? О.: В Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы создан штаб. Он принимает информацию, систематизирует ее, вырабатывает предложения, которые дальше отправляются в правительство Москвы. Например, штабом собраны и проработаны предложения о том, как предпринимателям можно выйти из сложной финансовой ситуации с минимальными потерями. Мы предложили компенсировать часть расходов на бухгалтерское обеспечение малых и средних предприятий. Это позволяет «вывести из тени» тех бухгалтеров, которые работают нелегально, и увеличить доходную часть городского бюджета налогами, которые будут платить с легальной заработной платы. И самое главное, настроить предпринимателя на то, чтобы он имел официального, а не левого главбуха, который не подведет его при сдаче налоговой отчетности. Мы предложили полностью, за счет средств города, оплачивать предпринимателям стоимость дорогих кассовых аппаратов. Потому что когда человек только встает на ноги, это достаточно большие затраты: покупка кассовой техники, ее регистрация, оплата сервисной организации и так далее. Минимальный пакет стоит около 20 тысяч рублей в год, и это только одной кассы. Ведь деньги вернутся с прибылью, то есть с новыми рабочими местами и налогами в бюджет. В.: Антирейдерский штаб работает уже несколько месяцев. Результаты есть? О.: Первый плюс его работы в том, что предприниматели поняли – правительство города и Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Москвы готовы их защищать. Мы оказываем помощь всем, кто позвонит нам по телефону 782-00-22. Каждого обиженного предпринимателя приглашаем в офис или выезжаем к нему на рабочее место. Пытаемся выяснить ситуацию, проводим анализ работы. После этого готовим специальные документы и отправляем их в штаб. Там есть люди, которые конкретно обрабатывают все наши предложения, а также встречаются с предпринимателями. Если необходимо, как говорится, «выставляем флажки», то есть останавливаем действия рейдеров по незаконному отъему бизнеса и недвижимости. Если необходимо, то возбуждаем уголовные дела. С 1 августа 2008 года к нам обратились за помощью уже около 100 предпринимателей. В.: Недавно Евгений Примаков, президент Торгово-промышленной палаты РФ, предложил ужесточить наказание рейдерам вплоть до тюремного срока на 20 лет. Это поможет делу? О.: Вообще такого понятия, как рейдерство, нет. Ни в одном законодательном акте такого слова вы просто не увидите. Ведь в принципе рейдерство – это мошенничество. А за это уже есть уголовная статья. Тут вся проблема в том, как поймать за руку этих нарушителей спокойствия бизнесменов. К сожалению, очень маленький процент дел доведен до суда. Это очень труднодоказуемый процесс. Например, сделки по передаче недвижимости обычно уходят на три-четыре перепродажи. Последний покупатель, как правило, является добропорядочным предпринимателем. Поэтому нужно расследовать всю цепочку мошенничества. Сконструирована она достаточно хитро. Бизнес выводится в различные регионы России. У нас были случаи, когда человек работает в Москве, ничего не знает. Открывает учредительные документы и узнает, что компания, в которой он работает генеральным директором, зарегистрирована, к примеру, в Чечне. Так что здесь много всяких способов. Пока у нас рынок ценных бумаг не будет работать нормально, ситуация не изменится. В.: Расскажите про программу о неотложной правовой помощи малому бизнесу. О.: Задумана она была еще в начале 2006 года. В 2007 году попала в план работы Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы – это так называемая комплексная целевая программа. На ее реализацию запланированы бюджетные средства. Мы уже отработали ровно год, и хочу сказать, что это дело полезное. Предприниматели написали достаточно большое количество обращений с благодарностями. Значит, им эта программа действительно помогает. У нас в каждом округе столицы есть свой юрист. Работают мобильные офисы, которые выезжают на место проверки. В Москве их сейчас девять. Скоро их будет 12. При этом предприниматель не платит за наше юридическое обслуживание. В.: Приведите, пожалуйста, примеры конкретной помощи. О.: Недавно мы отстояли в суде одного предпринимателя. Суд отменил решение налоговой инспекции по поводу проверки его работы с применением контрольно-кассовой техники. По законодательству налоговый инспектор не имеет права делать контрольную закупку. А если ее не произвести, ты не можешь понять, работает с кассой бизнесмен или нет. По закону это может делать только милиция. А в большинстве случаев налоговые инспекторы самостоятельно делают контрольную закупку. Выясняют, пробили чек или не пробили, но на машине, которая вышла из реестра. И дальше сразу выписывают штрафы – 30 тысяч рублей на организацию плюс 3 тысячи рублей лично на самого руководителя. У нас был случай, когда три раза приходили на одной неделе и выписали штраф на 99 тысяч рублей. Чтобы подобное явление устранить, и появилась в Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы «Неотложная правовая помощь малому бизнесу». ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Вечерняя Москва" |