28.10.2005 Бизнес и власть спорят о цене выкупа земель под предприятиями Вчера в Московской торгово-промышленной палате состоялось заседание круглого стола на тему: «Приобретение предприятиями прав собственности и аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности: проблемные вопросы и пути их решения». Представители власти и бизнеса собрались, чтобы обсудить наболевшие проблемы, а также рассмотреть плюсы и минусы ожидаемого федерального законопроекта «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения и сооружения». Данный законопроект, в частности, предполагает установление законами субъектов Российской Федерации цены выкупа земель в пределах не более: 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в поселениях с численностью населения свыше трех миллионов человек; 5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. Пока данный законопроект находится на согласовании в Правительстве РФ, однако бизнес уже сегодня крайне обеспокоен его возможными последствиями. Мероприятие открыл своим выступлением председатель комитета Государственной думы по собственности Виктор Плескачевский. Он подчеркнул, что в условиях, когда большинству предприятий в Москве не принадлежит право собственности на землю, на которой они расположены, не приходится говорить о конкурентоспособности бизнеса. Именно поэтому, по его словам, все чаще встает вопрос о том, насколько естественными являются права собственности государства на земли, пригодные к обороту. По словам В.Плескачевского, Президент РФ неоднократно подчеркивал, что у власти должно остаться только то имущество, которое ему необходимо для осуществления властных полномочий. «Земля под работающими предприятиями не может считаться необходимой для властных полномочий», - заявил он. Именно поэтому, по мнению В.Плескачевского, в случае с такими землями необходимо отойти от общего принципа максимальной стоимости, рыночной стоимости и установить политическую цену на землю под предприятиями. Это минимальная цена, но с определенными ограничениями после приобретения этих земель в собственность. По словам В.Плескачевского, чем выше установленная цена на землю, тем дольше срок ее приватизации, формирования кадастра недвижимости, слияния объекта в единое целое и т.д. В то время как во всем мире бюджеты всех уровней живут исключительно за счет налогов. «Сегодня нужно не препятствия создавать для выведения промышленных предприятий или их перепрофилирования за пределы города, а стимулы для этого», - сказал В.Плескачевский. Задача государства в этом отношении – создать условия для безболезненного их выведения. Президент Московской торгово-промышленной палаты Леонид Говоров не согласился с В.Плескачевским в той части, что московская власть препятствует выведению промышленных предприятий из города. Он подчеркнул, что в городе полноценно идет этот процесс. Другое дело, что не всегда это происходит в рамках законодательства, как в случае с недружественными поглощениями. Л.Говоров отметил, что формирование правового пространства любого государства не может быть эффективным без законодательно урегулированных имущественно-земельных отношений. «При проведении реформ, связанных с выкупом земли, должны учитываться социальные последствия. Должна быть создана серьезная программа с тем, чтобы не получилось безудержного выброса рабочей силы», - сказал он. Тему продолжил Владимир Исаков, вице-президент ТПП РФ. Он заявил, что государство сегодня решило «разобраться с наследием социализма» путем продажи земель, находящихся под предприятиями. Однако, отметил он, к этому не подготовлена правовая база, не просчитаны социально-экономические последствия этих действий. В.Исаков подчеркнул, что бесплатная или полубесплатная приватизация собственности приведет к еще большему количеству нелегитимной собственности, а также существованию «полусобственности». Кроме того, это будет способствовать росту объемов коррупции и взяточничества. Вице-президент ТПП РФ заявил, что собственность на землю начинается с уважения к правам землепользования. Он предложил 2 варианта выкупа земель под предприятиями, оптимальных с его точки зрения: выкуп по полной рыночной цене, но с рассрочкой; получить участок по пониженной стоимости, но при каждой перепродаже 80-90% дельты перечислять государству. В.Исаков предложил проанализировать исходные условия, учесть исходную неоформленность правового статуса землепользования, посмотреть в каком состоянии находится инфраструктура собственности и только после этого принимать кардинальное решение о выкупе земель под предприятиями. От Министерства экономического развития и торговли РФ выступил Андрей Ивакин, директор департамента имущественных отношений. Он заявил, что обсуждаемый законопроект «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения и сооружения» в ближайшее время будет направлен в Государственное правовое управление Администрации Президента РФ, после чего его обсуждение переместится на площадку Госдумы. Он подчеркнул, что основная идея законопроекта – изменение базы расчета выкупных цен. А.Ивакин также подчеркнул, что в законопроекте предлагается изменение расчета кадастровой стоимости. Кроме того, сейчас, по его словам, обсуждается возможность введения досудебного разрешения споров по результатам кадастровой оценки. «Если собственник или правообладатель земельного участка не согласен с кадастровой оценкой, он может не через суд, а через орган власти субъекта РФ оспорить эти результаты», - заявил А.Ивакин. Он также рассказал, что законопроект исправляет существующую ситуацию с предприятиями, которые заключили договоры аренды. Согласно действующему законодательству они лишены права выкупа земельных участков по льготным ценам, в новом же законопроекте им предоставляется такая возможность. То же самое касается землепользователей. А.Ивакин также отметил, что в рамках работы над законопроектом предстоит совершенствовать методику кадастровой оценки земель. Также, по его словам, крайне важно завершить кадастровую оценку земель к моменту вступления в силу нового закона. От Российского союза промышленников и предпринимателей выступил Сергей Беляков. Он подчеркнул, что обсуждаемый законопроект – во многом компромиссное решение бизнеса и власти. Однако у РСПП есть несколько серьезных претензий к этому законопроекту, отметил С.Беляков. Процесс переоформления прав собственности должен стимулировать формирование рынка земли, заявил он. Кроме того, по его словам, бизнесменов не устраивают цена выкупа, стоимость аренды и сроки обязательного переофомления, возникает много вопросов по административным барьерам. В законопроекте предложена цена выкупа земель для Москвы и Санкт-Петербурга в размере 20% кадастровой стоимости, а для других регионов – 5%. В законопроекте эти показатели обозначаются как максимальные; подразумевается, что субъекты РФ могут установить и меньшую цену. Однако, отметил С.Беляков, на практике власть всегда устанавливает максимально допустимые ставки, скорее всего так будет и на этот раз. Установление такой цены приведет к тому, что не всякий бизнес сможет выкупить земли. Особенно это касается предприятий малого и среднего бизнеса. РСПП, по словам С.Белякова, предлагает установить в законопроекте цену в размере до 2% кадастровой стоимости земель. Однако даже в случае установления «желаемой» цены, считает он, следует предоставить рассрочку предприятиям малого и среднего бизнеса. «Бизнес сегодня готов заплатить за переоформление прав собственности на землю, но только разумные средства, которые не ухудшат экономическое положение предприятий», - подчеркнул он. Кроме того, он подчеркнул, что ставка арендной платы не должна превышать ставки земельного налога. С.Беляков также заявил, что срок обязательного переоформления прав на земли должен быть назначен не ранее 2007 года. Он сообщил, что предложения РСПП во многом были поддержаны Советом по конкурентоспособности и предпринимательству при председателе Правительства РФ, и выразил надежду, что соответствующие предложения будут внесены в законопроект. Первый заместитель руководителя Департамента земельных ресурсов г.Москвы Олег Рыжков считает, что при работе над законопроектом необходимо учитывать градостроительные перспективы тех территорий, на которых находятся земельные участки. Перспективным, по его мнению, здесь может быть инструмент резервирования земель. Важно, отметил он, прописать все ограничения прав на собственность, чтобы предотвратить возможность злоупотребления правами собственности. По его мнению, пересматривать кадастровую стоимость земель следует не чаще, чем один раз в 5 лет. Главный эксперт департамента по законодательству ТПП РФ Лариса Макарова высказала ряд конкретных замечаний к законопроекту. Она заявила, что в новом законопроекте право собственности на землю оказывается менее защищенным, чем право аренды, так как собственник лишается возможности реконструкции и строительства на этой территории. Предприниматели, присутствующие на заседании, высказали недовольство относительно установленных цен выкупа земель в Москве и Санкт-Петербурге, аргументируя это тем, что завышенная цена уже учтена в кадастровой стоимости, и повторное ее завышение в цене выкупа несправедливо. Кроме того, их волнует ситуация с разграничением земель на федеральную, муниципальную и пр. Предприниматели отмечали, что в случае установления заявленных в законопроекте расценок, выкупить земли под своими предприятиями смогут лишь единицы, остальные же окажутся в катастрофическом положении. Участники мероприятия в процессе бурной дискуссии пытались найти ответ на вопрос, какой должна быть цена выкупа земель, чтобы, с одной стороны, обеспечить необходимые поступления в бюджет, с другой - конкурентоспособность предприятий. Однако к единому мнению так и не пришли, выразив надежду, что в процессе дальнейшей работы над законопроектом удастся удовлетворить интересы и бизнеса, и власти. ИА "Альянс Медиа" |