04.12.2007  Госсектор науки нуждается в грамотном обустройстве

   Об опыте работы инновационных университетов – источников роста малых высокотехнологичных компаний рассказал на Инновационно-промышленном форуме «Технологический прорыв. Инновационные возможности современной России», состоявшемся 4 декабря в ТПП РФ, заместитель губернатора Томской области Владислав Зинченко.
   По его словам, для малых высокотехнологичных компаний характерна самая высокая динамика развития, и 40-50%-ный годовой рост для них является нормой.
   Сегодня Томская область располагает значительным опытом «выращивания» малых высокотехнологичных компаний (МВТК) в рамках учебно-научно-инновационного комплекса Томского института радиоэлектроники и электронной техники (ТУСУР).
   Начав работу семь лет назад, инновационный комплекс ТУСУР добился поистине выдающихся результатов: выработка на одного работника составляет уже более 1 млн рублей, а зарплата профессора – более $2 тыс.
   В 2007 году объем продукции и услуг, произведенных предприятиями комплекса, составил 11,87 млрд рублей при общем объеме инвестиций в 2006 году, равном 150 млн рублей.
   «За семь лет доходы института увеличились в 20 раз, а доходы созданных при нем фирм – в 200 и более раз», – сообщил В.Зинченко.
   Руководитель Межведомственной группы при Администрации Президента РФ Екатерина Попова отметила необходимость системного подхода к инновационной политике РФ.
   «Нам нужна долгосрочная стратегия технологического развития. Сегодня стратегические документы России страдают тем, что представляют собой прогноз, однако одним «форсайтом» как методом нельзя создать программу технологического перевооружения отраслей, мы несправедливо забыли о балансовых методах, развитых в СССР», - сказала Е.Попова.
   По ее мнению, баланс стоит составить и в топливно-энергетической сфере, и в инновационной. Развитие частно-государственного партнерства в инновационной сфере как нельзя лучше подстегнет изобретателей и рационализаторов действовать сообща с государством. Государство же должно, как это практикуется, например, во Франции, заключать контракты с целыми отраслями промышленности.
   «Программа стретегического перевооружения должна утверждаться не на уровне министерств и ведомств, а как минимум на уровне правительства», – считает Е.Попова.
   Она привела как положительный опыт Казахстана, принявшего такую программу. Все ее разделы находятся под контролем общественности, свободно изучаются и корректируются аналитиками.
   «Например, секрет Тайваня, по признанию одного из высококлассных специалистов в области инноваций, состоял в… огромных полномочиях органов исполнительной власти. Считаю, что Минообрнауки должно существенно повысить свой статус», - заявила Е.Попова.
   По ее мнению, доходы от инноваций должны оставаться на счетах получивших их от использования своих продуктов вузов, и подход Минфина здесь уникален: такого жесткого регулирования нет ни в одной стране мира.
   «Камнем преткновения» инновационной сферы является ограниченная возможность вузов открывать малые инновационные предприятия (МИПы), заметила Е.Попова.
   «Расхищения средств, которого так боится Минфин, не произойдет уже по одной причине: на уставной капитал МИПов идут внебюджетные средства», - пояснила Е.Попова. Она полагает, что госсектор науки нуждается в грамотном обустройстве, а не губительной коммерциализации, который год предлагаемой иными «горячими головами». «Этими людьми руководят «неолиберальные» мифы о якобы большей эффективности частного сектора», - отметила Е.Попова.
   К сожалению, из всего пакета законов по введению налоговых льгот для инновационных предприятий, разработанного заместителем председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Оксаной Дмитриевой, содержащего 14 законопроектов, летом 2007 года принято всего пять.
   «Следует также упростить компенсацию Российской Академии наук за налогообложение земли и имущества», - считает Е.Попова.
   ИА "Альянс Медиа"