11.03.2004 Предпринимателям нужна хорошая инфраструктура поддержки малого бизнеса В рамках V Всероссийской конференции представителей малых предприятий прошло заседание секции «Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса: роль и перспективы». Открывая заседание, ведущий секции, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства (РАРМП) Александр Иоффе, отметил, что, с одной стороны, все понимают необходимость существования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а с другой – уже не первый год проходит дискуссия о том, надо ли создавать специализированную инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, и предпринимать ли в дальнейшем организационные усилия или достаточно создать благоприятную среду для развития малого бизнеса. По мнению А. Иоффе, одно другому не противоречит: опыт развития малого бизнеса в различных странах показывает, что наряду с созданием общих макроэкономических и других условий для развития малого и среднего предпринимательства, государством предпринимаются очень серьезные усилия для создания специальных механизмов, институтов для поддержки малого бизнеса. В целом, крупными блоками, это выглядит следующим образом: система финансирования малого бизнеса существует в разных странах по-разному – это и система микрофинансирования, и взаимного кредитования, и лизинга; блок, связанный с подготовкой и переподготовкой кадров, обучением; отдельный блок – консультирования по всем аспектам предпринимательской деятельности (бизнес-планированию, менеджменту, маркетингу, управлению персоналом); блок, связанный с обеспечением имущественных проблем малого бизнеса – это бизнес-инкубаторы, технопарки, производственно-технологические зоны и т.д. Отдельная тема в развитии инфраструктуры – расширение возможностей бизнеса для выхода на новые рынки и усиление деловой активности малых предприятий – выставочная деятельность, проведение конференций, семинаров, форумов. А. Иоффе обратил внимание на принципиальный момент: «На самом деле не существует одного или двух-трех эффективных механизмов поддержки малого бизнеса – в зависимости от специфики страны все механизмы хороши, только они могут быть использованы в разных пропорциях». Лариса Алексеева, председатель Ассоциации организаций предпринимателей Республики Башкортостан рассказала, что Ассоциация, которая существует уже четыре года, ведет активную работу по развитию сектора малого бизнеса. Ее структура строится как по территориальному принципу – она представлена как в городах, так и районах республики, а также по отраслевому – в ее составе 37 отраслевых союзов и ассоциаций. По инициативе Ассоциации недавно создан такой элемент инфраструктуры, как Центр развития и поддержки малого предпринимательства, которому указом президента республики было передано здание, и где многие предприятия малого бизнеса уже смогли разместить свое производство. Среди других инициатив Ассоциации, поддержанных президентом, – создание сети производственно-промышленных центров (их уже 28) на примере подобных структур, существующих в Турции. Интересно, что подобные центры создаются как по инициативе самих предпринимателей, так и по инициативе собственников крупных предприятий, которые неиспользуемые производственные мощности передают малым предприятиям. Алексей Красновский, председатель комитета по строительным материалам Московской ассоциации предпринимателей рассказал об опыте создания такого элемента инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, как Сервисный центр в строительный сфере, деятельность которого можно в целом охарактеризовать как торгово-информационную систему. Такой центр создан совместно МАП и Московским государственным строительным университетом на базе последнего, он имеет выставочную площадь в 2000 кв. м, телефонную справочную службу и консультационный центр. В центре размещены офисы компаний одного профиля, а на выставке размещены тематические выставочные экспозиции, где собрана вся информация по материалам, технологиям, оборудованию для строительного сектора. Здесь малые предприятия могут получить все данные о состоянии строительного рынка, подобрать партнеров, найти субподрядчиков, дистрибьюторов. Елена Емельянова, президент Международной ассоциации «Система межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ)» обратила внимание на тревожную ситуацию, которая сложилась в отношении инфраструктуры поддержки малого бизнеса, когда малые предприятия зачастую говорят государству: «Нам не надо помогать, вы нам только не мешайте». По мнению Е. Емельяновой, предпринимателям «нужна хорошая инфраструктура поддержки бизнеса, и она нужна не только начинающим предпринимателям, но и тем, кто уже стоит на ногах». Президент МА «Система ММЦ» привела примеры из анализа опыта развитых стран, сделанного специалистами ММЦ и РАРМП. В этих странах в среднем выделяется порядка 1 млрд долл. или евро (в зависимости от зоны) на инфраструктуру поддержки малого предпринимательства. Например, в Италии, своеобразной «Мекке» малого бизнеса, работает 1200 центров развития малого предпринимательства. Почти в каждой развитой стране мира, по словам Е. Емельяновой, есть центры или агентства, деятельность которых направлена на развитие экспортного потенциала малых предприятий. В прошлом году на развитие всей инфраструктуры поддержки малого бизнеса в стране было выделено 100 млн руб. – это «абсолютные копейки по сравнению с миллиардом в развитых странах». «Если мы не сможем переломить эту ситуацию, мы придем к тому, что глядя на федеральные власти, региональные власти начнут закрывать все финансирование региональной инфраструктуры. И в итоге получится, что все то, чего мы в плане инфраструктуры добились за эти 15 лет, поломаем, а потом будем еще 10-15 лет это восстанавливать», - заключила Е. Емельянова. Выступившие на секции руководители организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства из разных регионов России, рассказав о своем опыте функционирования инфраструктуры, высказались за необходимость ее государственной поддержки. По итогам работы секции была принята резолюция, в которой записано: «Участники Секции, обсудив проблемы создания в Российской Федерации инфраструктуры малого бизнеса, ее задачи, возможности и перспективы развития заявляют следующее: 1. Развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства. 2. Целью формирования инфраструктуры малого предпринимательства является обеспечение потребностей малых предприятий, возникающих в процессе организации, ведения и расширения предпринимательской деятельности. 3. Малые предприятия, вследствие ограниченности собственных ресурсов и других специфических особенностей, объективно не в состоянии на равных конкурировать с более крупными компаниями по таким параметрам, как доступ к финансовым ресурсам и инвестициям, маркетинг, исследование конъюнктуры рынка, обучение кадров, приобретение современных технологий, получение и анализ информации и т.д. Поэтому инфраструктура малого бизнеса понимается именно как система организаций, оказывающих содействие субъектам малого предпринимательства на условиях, отличных от коммерческих (льготные кредиты и подготовка кадров, специальный режим аренды, информационные, консультационные и другие услуги по пониженным расценкам и т.п.). Кроме этого, инфраструктура призвана обеспечить предоставление дополнительных возможностей для субъектов малого бизнеса, способствующих преодолению специфических трудностей и проблем, объективно возникающих перед ними и, в первую очередь, перед начинающими предпринимателями. Именно это выделяет инфраструктуру малого бизнеса из совокупности организаций, специализирующихся на оказании деловых коммерческих услуг. 4. В настоящее время в Российской Федерации еще не сформирован единый концептуальный подход к созданию и развитию отдельных видов объектов инфраструктуры малого бизнеса и обеспечению комплексного характера их деятельности. 5. Положительный опыт отдельных регионов Российской Федерации, а также опыт развитых в экономическом отношении стран наглядно доказывает, что для эффективной реализации государственной политики в области малого предпринимательства необходима институциональная структура его поддержки, основанная на обеспечении и разделении следующих функций: - управление и контроль; - оказание на льготных условиях субъектам малого предпринимательства необходимых им услуг; - обеспечение обратной связи между государственными органами и субъектами малого предпринимательства, а также защита прав и лоббирование интересов как отдельных субъектов малого бизнеса, так и малого предпринимательства в целом. Базовыми элементами этой структуры в России должны стать: - орган государственной власти, обеспечивающий управление и контроль, разработку и применение рациональных механизмов использования бюджетных средств, выделенных на поддержку малого бизнеса, а также являющийся государственным заказчиком комплексных (федеральных, территориальных, отраслевых и т.д.) программ развития и поддержки малого предпринимательства - министерство, департамент, комитет (в зависимости от уровня государственной власти); - специализированные организации поддержки и развития малого предпринимательства (фонды, кредитные, страховые, гарантийные и лизинговые учреждения; технологические парки, бизнес-инкубаторы, инновационные и сервисные центры, промышленные зоны и полигоны; учебные, консультационные, информационные и другие обслуживающие структуры); - общественные объединения предпринимателей (советы по малому предпринимательству из представителей предпринимательской общественности при исполнительных и законодательных органах власти Российской Федерации, регионов и территориальных образований страны, отраслевые и территориальные объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты). Только совокупность этих базовых элементов, при условии согласованности их действий по разработке и реализации государственной политики в сфере малого бизнеса, может обеспечить формирование полноценной, многоуровневой инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, участники секции «Инфраструктура поддержки и развития малого бизнеса: роль и перспективы» Пятой Всероссийской конференции представителей малых предприятий считают необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации принять следующие неотложные меры по формированию в Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства: 1. Создать специализированные государственные органы исполнительной власти, отвечающие за развитие и поддержку малого предпринимательства на федеральном, региональном и территориальном уровнях. 2. Создать при Правительстве Российской Федерации, администрациях субъектов Российской Федерации и территориальных образований (города, районы) советы по малому предпринимательству, состоящие из представителей предпринимательской общественности, для учета мнения предпринимателей при принятии органами власти решений и нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, а также затрагивающих интересы субъектов малого предпринимательства. 3. Ежегодно предусматривать при формировании бюджетов всех уровней выделение отдельной строкой финансовых средств, необходимых для развития и поддержки малого предпринимательства, включая средства на создание, развитие и текущую деятельность организаций инфраструктуры малого бизнеса. 4. Законодательно разделить полномочия по регулированию деятельности и поддержке малого предпринимательства между федеральными органами власти, администрациями субъектов Федерации и муниципальных образований. 5. Нормативно закрепить следующие концептуальные подходы к формированию инфраструктуры малого предпринимательства на территории Российской Федерации: - адекватность инфраструктуры уровню развития малого предпринимательства и реальным потребностям предпринимателей (по пропускной способности, отраслевой и функциональной специализации и т.д.); - определение для каждого объекта инфраструктуры малого предпринимательства минимально допустимого набора видов деятельности и оказываемых субъектам малого предпринимательства услуг, а также требований к их качеству и условиям предоставления; - доступность объектов инфраструктуры для предпринимателей (по близости размещения на территории, стоимости услуг, информированности о возможностях каждого элемента инфраструктуры); - концентрация организаций инфраструктуры малого бизнеса на наиболее острых проблемах деятельности малых предприятий; - использование для создания, обеспечения текущей деятельности и развития объектов инфраструктуры малого предпринимательства ресурсов и средств государства, частных инвесторов, донорских организаций и объединений предпринимателей; - обеспечение координации деятельности и упорядочение функций различных объектов инфраструктуры на одной территории при концентрации основного объема практической работы по поддержке малого бизнеса непосредственно на местном или региональном уровне. 6. Нормативно закрепить следующие основные направления поддержки малого предпринимательства в приоритетном порядке обеспечиваемые федеральными, региональными и территориальными организациями инфраструктуры малого бизнеса: - информационное обеспечение предпринимательской деятельности, предусматривающее формирование единой системы информационной поддержки предпринимательства на основе организации информационного взаимодействия структур поддержки малого предпринимательства и субъектов предпринимательской деятельности, развития электронных форм ведения бизнеса с использованием современных информационных технологий, объединения информационных ресурсов предпринимательства; - консультационное обеспечение предпринимательской деятельности, предусматривающее предоставление субъектам малого предпринимательства специализированных консультационных услуг по всем аспектам ведения бизнеса, включая дистанционный консалтинг, юридические услуги, а также методическое и аналитическое обеспечение предпринимательской деятельности; - обучение и переподготовка кадров для малого предпринимательства, включая подготовку специалистов управленческого звена и работников рабочих специальностей, а также разработка и апробирование новых методик обучения, в том числе дистанционных; - интегральная финансово-имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства, включающая создание территориальных и отраслевых бизнес-инкубаторов и дворов ремесел, технопарков и инновационных центров, промзон и полигонов малого бизнеса с целью снижения рисков при создании или расширении предприятий малого бизнеса путем предоставления предпринимателям непосредственно в месте их дислокации комплексных обучающих, информационно-консультационных, финансово-имущественных, сервисных, маркетинговых, патентных и иных услуг, необходимых для эффективного ведения бизнеса. - расширение деловых возможностей малого предпринимательства, развитие межрегиональных и международных связей, способствующее продвижению товаров малых предприятий на межрегиональные и международные рынки, налаживанию различных форм производственной кооперации малых предприятий, включая субконтрактные отношения с предприятиями среднего и крупного бизнеса как внутри страны, так и за рубежом, а также обеспечение участия малых предприятий в межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, конференциях, семинарах, деловых встречах. 7. Совместно с действующими организациями инфраструктуры малого предпринимательства, включая объединения малого бизнеса, обеспечить разработку Целевой комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2005 - 2007 годы, определив ее основным приоритетом формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, с постановкой конкретных задач по созданию ее базовых элементов и отдельных объектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях». ИА "Альянс Медиа" |