09.10.2007  Ослабление роли государства в ценовой и тарифной политике гибельно для экономики

   Недвусмысленно призвал государство к более чёткому регулированию тарифной и ценовой политики на пленарном заседании Всероссийской конференции «Влияние тарифной и ценовой политики на конкурентоспособность российской экономики», состоявшемся 9 октября в «Эскпоцентре», вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин.
   По его словам, ослабление влияния государства в этой сфере гибельно: укрупняются и диктуют свои условия производителям естественные монополии, растёт инфляция, при задыхающемся реальном секторе усиливается социальное неравенство.
   «Тарифная политика – вопрос государственного масштаба», – заявил С.Катырин.
   «Мы не призываем вернуться к советской системе, при которой механизм тарифной политики распространялся на все без исключения виды товаров и услуг, но надо признать наконец, что в нашей экономической системе отсутствует ключевое звено – не определена долгосрочная стратегия ценовой политики», - добавил он.
   По этой причине возможны многочисленные картельные сговоры, коррупционная ёмкость которых является наибольшей из возможных. Лидируют по коррупционности региональные и муниципальные органы власти, где процветает махровый протекционизм.
   «Больше всех от этого страдает малый и средний бизнес - крупные предприятия сумели приспособиться к условиям такого регулирования», - отметил С.Катырин.
   «Наши цены растут вне всякой зависимости от мировых, несмотря на реформирование отдельных отраслей», - заметил он.
   В то время как оптовые цены на горючее в прошлом году упали, розничные только увеличились, и эта тенденция постоянна на протяжении всех лет реформ. Динамика цен на моторное топливо в развитых странах в 10—15 раз ниже, чем у крупнейшего, по словам С.Катырина, производителя топлива – России.
   Диспропорции экономики очевидны: в иных отраслях рентабельность превышает 100%, а в транспорте она держится на уровне 4%, что нельзя даже назвать рентабельностью с экономической точки зрения.
   «Мы живём в экономике абсурда. Нашим компаниям дешевле заправляться в Польше, Прибалтике, чем у себя на Родине», – возмущенно отметил С.Катырин.
   По его мнению, наиболее острой проблемой является применение законодательства в отношении тарифов. Разбирательства по фактически доказанным ценовым сговорам длятся годами. Требуется создание системного правового поля, исключающего картельные и прочие монопольные соглашения в любом рыночном сегменте, тем более в таких стратегически важных, как сырьевой и энергетический.
   «Следует немедленно в интересах российских производителей, их конкурентоспособности ограничить аппетиты монополистов», – считает С.Катырин.
   Антимонопольный закон о тарифах должен стать законом прямого действия, в него непременно нужно включить «антитрестовский» блок.
   «Мы не против государственных холдингов, но механизм образования монопольных цен должен быть реорганизован на пользу всем производителям, для чего следует внести поправки и в Уголовный кодекс. У нас не должно быть «неприкасаемых», нужно чётко обозначить составы правонарушений», - считает С.Катырин.
   Рыночный либерализм, по его словам, ведёт к диспаритету цен между городом и деревней в пропорции «три к одному».
   Таможенные тарифы также работают сегодня против реального сектора. Даже при налоговой экономии последних лет темпы роста цен на топливо начисто «съедают» достигнутые результаты. При регулировании тарифов естественных монополий не задействуются стимулы для снижения ими издержек, сплошь и рядом происходит сговор чиновников высшего ранга и топ-менеджеров крупнейших российских сырьевых корпораций, доходы которых в прошлом году выросли на 60% и заняли 4-е место в мире после доходов топ-менеджмента Саудовской Аравии, ОАЭ и Гонконга.
   В результате реформирования сферы ЖКХ тарифы многократно выросли, а убыточность предприятий сектора фактически осталась на прежнем уровне при катастрофическом износе основных фондов.
   «Думается, в интересах сохранения отечественного малого бизнеса, российских производителей было бы полезно снизить порог доминирования торговых сетей с 30 до 20%», - добавил С.Катырин.
   Он полагает, что при решении этих проблем нельзя обойтись без западного опыта.
   «На Западе безоговорочная вера в рынок в последнее время значительно поубавилась», - отметил он.
   В США никто не церемонится с теми, кто хочет получать сверхприбыли: за вздувание цен на бензин предусмотрено трехлетнее тюремное заключение. Позитивен также опыт тарифного регулирования Центральной и Восточной Европы.
   Вызывает сожаление, что те же самые развитые страны требуют от России выравнивания цен на энергоносители, в результате чего, по подсчетам российских экспертов, газ для промышленных предприятий подорожает в три раза, считает он.
   «Западные коллеги не берут в расчёт тот факт, что российская промышленность работает в принципиально других климатических условиях, при минусовой температуре, держащейся значительное время на протяжении года, транспорт расходует в разы больше топлива», - напомнил С.Катырин.
   Он предложил значительно повысить роль общественных организаций при формировании здравой и эффективной тарифной и ценовой политики.
   Только она, по его словам, способна дать импульс развитию новой инновационной несырьевой российской экономики.
   ИА "Альянс Медиа"