20.09.2007  У торговых сетей РФ ясное будущее

   Перспективы развития торговых сетей обсудили участники Х Международной конференции “Торговля в России. Мировой опыт. Российские перспективы”, состоявшейся 20 сентября в Москве.
   Председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, генеральный директор ММБА, советник мэра Москвы Александр Борисов, открывая конференцию, сообщил, что оборот мировой торговли составляет 12 трлн долларов. Россия в прошлом году занимала лишь 2% от этой суммы, однако у нее есть все шансы приблизиться к 4% уже в этом году.
   Руководитель практики стратегии компании A.T.Kearney Антон Порядин в своем докладе отметил, что еще несколько лет назад ритейл в России был совершенно не развит. Но, говоря словами американского фантаста Артура Кларка, «будущее сейчас совсем не то, что было когда-то».
   Мировые процессы затрагивают и нашу страну, считает А.Порядин. Они состоят в том, что ускорение ритма жизни дифференцирует рынки, происходит некая «вестернизация» обществ, в том числе такого традиционного, как, например, Индия. Что же касается мегаполисов по всему миру, то «вестернизация» в них бесспорна. Следовательно, конкуренция в торговой отрасли происходит в гораздо большем количестве измерений, чем раньше. Россия, Индия, Китай представляют из себя те страны, где торговые сети находятся накануне вступления в фазу зрелости, что особенно важно, если иметь в виду, что в развитых экономиках рост торговых сетей практически прекратился. В развивающемся же мире значительно меняется стиль потребления: границы между традиционными форматами продаж размываются, что требует виртуозного управления гибридными вариантами сетей.
   Однако, как заявил А.Порядин, на мировых рынках позиции ритейлеров неустойчивы.
   Чтобы как-то удержаться на рынке, ритейлер должен быть лучшим хотя бы в одном из направлений – ассортименте, сервисе, не снижая при этом качества потребления, общепринятого стандарта.
   Россию, переходящую в фазу зрелости в сегменте розничной сетевой торговли, можно охарактеризовать как имеющую большой потенциал. На роль национальных консолидаторов сегодня, по совокупности обладания базовыми для этого элементами, претендуют сети «Магнит» и Х5, считает А.Порядин. Что касается будущего, оно за крупными форматами розничной сетевой торговли, полагает он. В Москве и Санкт-Петербурге, возможно, рост сегмента не будет слишком большим.
   Председатель совета директоров компании «Евросеть» Евгений Чичваркин выразил протест в связи с грядущим вводом оборотных штрафов в размере от 1 до 15%. Е.Чичваркин считает, что при рентабельности компаний, не превышающей 3%, такие размеры штрафов могут свести бизнес к нулю.
   «В Москве очень тяжело найти продавцов, строителей, рабочих, которых стало трудно привлекать и из-за рубежа. Я думаю, что в связи с безудержным ростом зарплат рост цен на жильё в Москве продолжится. За все регулирование платит потребитель», - сказал Е.Чичваркин.
   Он полагает, что без повышения квалификации работников дальнейшее развитие экономики становится весьма проблемным: сегодня за одну и ту же работу приходится платить всё больше и больше.
   «Думаю, результаты деятельности Петра Первого ни у кого не вызывают сомнений? Мы пылесосили всю Европу в поисках людей, способных осуществлять в России свои проекты, и до самой революции в правительстве были люди с иностранными фамилиями – потому что в России было, что делать и как реализовываться. Мы, если угодно, всегда были «вакуумной бомбой талантов». Сейчас между нами и миром не железный, а пластмассовый занавес», - считает Е.Чичваркин.
   Глава «Евросети» привел исторический пример Венеции, торговля которой развивалась, пока налог на продажи в городе не превышал 1%. Как только он был повышен в 10 раз, результаты не замедлили сказаться. Позитивным примером из современности Е.Чичваркин считает политику Объединенных Арабских Эмиратов, налог на экспортно-импортные сделки в которых составляет ноль процентов.
   «Свободная конкуренция – основа бизнеса!» - уверен Е.Чичваркин.
   Гражданам страны, подчеркнул он, хорошо тогда, когда за их внимание конкурируют сети, и чем проще для них оказывается вход на рынок, тем лучше потребителю.
   «В 1997 году у нас был один оператор GSM, и тарифы были самыми высокими, но в 2003 году они стали самыми низкими, поскольку операторов стало трое. Если бы в розничной торговле была такая же степень регулирования, как в сотовой связи, торговые сети просто бы расцвели», - считает Е.Чичваркин.
   Он резко отрицательно относится к введению вмененного авторско-смежного сбора за аудио- и видеопродукцию.
   «Опять маленькие люди думают о своём кармане сегодня, вместо того, чтобы думать об общем кармане завтра», - оценил он действия властей. Если бы сборы, увеличивающие цену товара, не вводились, сборы в казну всё равно бы увеличились в несколько раз, потому что все будут вынуждены покупать дешевые высокотехнологические товары за границей, привозя их из Юго-Восточной Азии, что уже некоторое время и происходит.
   Попытки государства ввести налог на роскошь Е.Чичваркин также считает непродуманными.
   А.Борисов, комментируя выступление Е.Чичваркина, заметил, что такие промахи происходят от того, что в стране отсутствует системное регулирование отрасли.
   Президент компании «Эльдорадо» Игорь Яковлев полностью согласился с мнением Е.Чичваркина.
   «Бытовой техники в каждом доме сегодня достаточно, поэтому общая сумма сбора за нее, по нашим подсчётам, превысит 2 тысячи рублей. Кроме того, все знают, где можно купить контрафактный диск, чтобы не платить этот сбор. Государство же, вместо того, чтобы приложить усилия и ликвидировать «пиратов», хочет брать за контрафакт деньги с потребителя», - отметил И.Яковлев.
   Что касается перспектив торговли, И.Яковлев считает негативным тенденцию стратегического планирования в крупных кампаниях, когда темпы роста рассчитываются вне согласования с темпами роста всей экономики.
   ИА "Альянс Медиа"