15.12.2009  Ямал: большой кошелёк малого бизнеса

   Развитие малого и среднего бизнеса - одно из приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития Ямала до 2020 года, а его уровень является важной характеристикой оценки развития рыночных отношений в регионе. О сегодняшнем дне ямальского бизнеса и перспективах его развития рассказывает президент nоргово-промышленной палаты автономного округа Владимир Свидлов.
   В.: Как сейчас обстоят дела с малым бизнесом региона?
   
О.: Сегодня малый и средний бизнес округа - неотъемлемый субъект рынка региона. Как и везде, он создает для нас комфортные условия повседневной жизни, и самое главное - он очень гибкий в плане решения социальных проблем. Сфера интересов предпринимателей широка и разнообразна: от изделий сувенирной продукции ручной работы до предприятий, осуществляющих производство с применением высокотехнологичного оборудования в области переработки опасных отходов. У нас есть немало успешных предприятий, зарекомендовавших себя с наилучшей стороны. Например, ООО "Кирилл" - производитель молочной продукции из Губкинского. Предприятие успешно интегрировалось в бизнес города, дало новые рабочие места. О высоком стандарте качества его продукции говорят не только дипломы и призы, получаемые на городских, окружных, российских выставках, но и огромный спрос на потребительском рынке. Только в прошлом году "Кирилл" произвел 950 тонн готовой продукции.
   В.: У малого и среднего предпринимательства на Ямале есть своя специфика?
   
О.: Специфика прежде всего в том, что его развитие связано с основной отраслью экономики региона - топливно-энергетическим комплексом. А с недавних пор у нас осуществляется еще один мощный проект - "Урал промышленный - Урал Полярный". Там, где появляется большое, возникает и малое. За большими проектами идет целая гвардия малых предприятий. Так всегда было, есть и будет.
   В.: Оправдывают ли себя бизнес-инкубаторы, созданные в округе?
   
О.: Пока ещё рано делать выводы. Первый бизнес-инкубатор появился в Губкинском. Этот город в плане поддержки предпринимательства оказался самым продвинутым из муниципальных образований. Там созданы хорошие условия для развития малого и среднего предпринимательства. В Губкинском муниципальном фонде сконцентрированы большие активы, существует целая программа поддержки и развития данного направления. Директор фонда Игорь Ганус четко понимает, что такое бизнес-план, куда должно расти предприятие и что в итоге оно даст городу. Там рождаются интересные проекты и выводятся на самостоятельную орбиту.
   В.: Какую роль вы отводите торгово-промышленной палате в развитии бизнеса на Ямале?
   
О.: С момента основания ТПП в 1998 году одним из важнейших направлений её работы является реализация программы поддержки, укрепления позиций предприятий и компаний в сфере малого и среднего предпринимательства. Для предпринимателей организуются обучающие семинары и круглые столы, выставки-ярмарки, продвигающие продукцию наших предприятий на рынке, правовая поддержка, сертификация товара и многое другое.
   Недавно в округе был создан Центр финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, соглашение о сотрудничестве с которым торгово-промышленная палата уже подписала. Теперь наша общая задача - определить приоритеты, правильно организовать работу совместно с органами местного самоуправления, с отраслевыми организациями, исполнительной властью автономного округа. Сделать всё, чтобы предприниматели могли получить доступ к этим финансам и грамотно ими распорядиться.
   В.: Приведите пример, на ваш взгляд, интересного для реализации проекта.
   
О.: Есть неплохие продовольственные проекты. А один из предпринимателей подготовил бизнес-план по строительству маломерных судов, потребность в которых на Ямале очень большая...
   В.: Президент России в недавнем своем послании прежде всего призывает к внедрению инноваций... О.: Инновации - это не просто модное веяние. Без постоянного совершенствования производства, снижения себестоимости продукции не выжить в условиях рынка. Поэтому для предпринимателей, в том числе и ямальских, инновации - первоочередная задача. Кстати, у нас есть положительные примеры. Вот один из них. Предприятие "Горячий хлеб" в городе Муравленко выдает в день две тонны хлебобулочных изделий более двадцати наименований. На предприятии новейшие высокоавтоматизированные технологии, а сам предприниматель Владимир Трофимов разработал и внедрил ноу-хау, которое позволило сократить расход электроэнергии в шесть раз, тем самым сравнять потребление электроэнергии хлебопекарни производительной мощностью пять тонн в сутки с бытовой электрической плитой.
   В.: На какую финансовую поддержку могут рассчитывать предприниматели округа в следующем году?
   
О.: По окружной программе поддержки предпринимательства на 2010 год предусмотрено 280 миллионов рублей, в том числе 100 миллионов на венчурный фонд, 38 - на фонд микрофинансирования. И это еще не все деньги. Администрация округа сделает всё, чтобы эта сумма увеличилась за счет федеральных средств. Такого количества денег ямальский бизнес не видел в прежние годы, так что кошелек малого предпринимательства на Ямале будет существенный. И наша задача не проесть эти деньги, а приумножить.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Красный Север"