29.01.2003  В. Яковлев: для развития третейских судов необходима высокая культура коммерческих отношений

   Сегодня прошла пресс-конференция председателя Высшего арбитражного суда России Вениамина Яковлева на тему: «Третейские и арбитражные суды: альтернатива или взаимодействие».
   Третейское разбирательство имеет наибольшее применение в разрешении коммерческих споров, которые возникают между физическими и юридическими лицами. Можно сказать – это частный суд, когда две стороны обращаются за разрешением спорных вопросов к третьему лицу, которому они доверяют. На Западе третейские суды называют коммерческим арбитражем.
   Вениамин Яковлев обратил внимание присутствующих на то, что появление Арбитражно-процессуальных кодексов и законодательства, регламентирующего третейские разбирательство, совпадают по времени: в 1992 году был принят первый Арбитражно-процессуальный кодекс, а вскоре было подготовлено и принято временное положение о третейских судах, которое затем обрело законную силу. В 2002 году был принят новый Арбитражно-процессуальный кодекс и одновременно Государственной Думой был принят постоянно действующий закон о третейских судах. По сути, как сказал В. Яковлев, это единая система разрешения коммерческих конфликтов. Это позволяет разрешить многие спорные вопросы в государственном суде – арбитражном – или в третейском. Если стороны не договорились о разрешение спора в третейском суде, то спор будет разрешен государственным судом. Но если спор уже был рассмотрен в третейском суде, то в арбитражном суде его рассматривать не будут.
   Как сообщил председатель Высшего арбитражного суда Росии, по закону третейские суды не могут быть созданы при государственных организациях, они могут быть созданы только, например, при ассоциациях предпринимателей. Существует два вида третейских судов: постоянно действующие и «разовые» третейские суды, которые создают стороны для разрешения спорных вопросов.
   Сейчас при ТПП России существуют три суда: Международный коммерческий арбитражный суд (для разрешения коммерческих споров иностранных бизнесменов), Морская арбитражная комиссия, которая разрешает споры, связанные с морскими перевозками, также при ТПП России есть Третейский суд, который разрешает споры между российскими предпринимателями. Есть третейские суды и в регионах.
   Исполнение сторонами решения третейского суда – добровольное. Если решение проигравшей стороной не исполняется, то выигравшая сторона может обратиться за исполнительным листом в арбитражный суд.
   Взаимодействие между арбитражными и третейскими судами строится на содействии третейскому разбирательству. Государственные суды осуществляют своеобразный контроль за третейскими судами. Например, если третейским судом были допущены грубые нарушения законодательства, то недовольная сторона может обратиться в арбитражный суд. Тогда государственный суд проверяет: соответствует ли состав третейского суда закону, не вышел ли он за пределы своей компетенции, не нарушена ли правовая сторона, когда, например, одна из сторон была лишена возможности защищать свои интересы в суде и т.д.
   По словам председателя Высшего арбитражного суда России, третейский суд – это не единственный способ разрешения спорных вопросов. Предприниматели могут провести прямые переговоры между собой или разрешить спор с помощью посредников, однако окончательное решение все равно остается за сторонами.
   На вопрос корреспондента ИА «Альянс Медиа» о том, куда следует обращаться в случае возникновения споров между российскими и зарубежными предпринимателями - в третейский или арбитражный суд, и в какой стране – в России или за рубежом, Вениамин Яковлев ответил, что не берется советовать, так как это выбор заинтересованных сторон. «Место рассмотрения спора выбирают стороны, - сказал В. Яковлев. - Если они выбирают коммерческий арбитраж, то после этого они должны решить следующий вопрос: а в какой именно стране будет проходить разбирательство? Причем, каждая из сторон, естественно, будет исходить из своего интереса. Общий интерес у них один – обратиться в тот арбитраж, где спор будет рассмотрен профессионально и беспристрастно. Дальше предпринимателям необходимо выяснить: на каком языке будет проходить разбирательство, кто будет представлять стороны при разрешении спора, знакомо ли им зарубежное законодательство и т.д. Если сторона чувствует себя уверенно и знает, что она может участвовать в любом коммерческом арбитраже и выиграет, то страна, где состоится суд, не играет принципиальной роли».
   «Нам бы хотелось, чтобы третейских судов, созданных на хорошей профессиональной основе, было как можно больше. Это позволит существенно разгрузить арбитражные суды», - в заключение сказал В. Яковлев. Для развития третейских судов, по словам председателя Высшего арбитражного суда России, необходима высокая культура коммерческих отношений: предприниматели должны быть по отношению друг другу честны и порядочны. «По мере того, как бизнес будет становиться все более честным, законопослушным, третейские суды будут развиваться, а мы этому будем всячески содействовать», - сказал Вениамин Яковлев.
   ИА "Альянс Медиа"