06.06.2007  Закон о торговле: малый бизнес – за, cетевики - против

   Сегодня в Москве в Гостином дворе начал работу VII Международный форум «Мир торговли». Открытие мероприятия прошло в виде ток-шоу на тему «Принятие закона о торговле: за и против».
   Участники дискуссии попытались выяснить, способен ли новый закон о торговле решить проблему административных барьеров, тормозящих развитие розничной торговли в России.
   Заместитель начальника отдела национальных счетов, прогноза услуг и внутренней торговли Департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ РФ Надежда Кузнецова сообщила, что до настоящего времени не удалось достичь консенсуса по концепции закона. «Баланс интересов не был найден, что закономерно, т.к. у каждого из игроков на этом рынке есть собственный интерес, зачастую несовпадающий с другими игроками», - пояснила она. Тем не менее, по поручению Президента РФ МЭРТ до 20 июня должен представить концепцию закона в Правительство РФ.
   Н. Кузнецова отметила, что в основу проекта закона был взят обобщенный опыт развитых стран по регулированию внутренней торговли. Проект разрабатывался при активном участии ФАС, ФТС, Минсельхоза России. В концепцию вошли обобщенные предложения шести федеральных министерств, в том числе довольно радикальные предложения от ФАС и Минсельхоза, касающиеся урегулирования отношений между российскими товаропроизводителями и торговыми сетями. По словам Н. Кузнецовой, они в концепцию пока не вошли. При этом МЭРТ сознает, что подобные нововведения не устраивают многих игроков на рынке, поэтому работа по поиску баланса будет проходить уже на стадии написания закона с учетом мнений всех заинтересованных сторон.
   Позиция МЭРТ по вопросу регулирования торговли заключается в том, что проект закона с рабочим названием «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» должен в первую очередь регулировать правоотношения, возникающие при организации торговой деятельности, и определять порядок контроля этой деятельности. Закон должен обозначить содержание таких понятий, как торговая деятельность, торговое предприятие и формы торговой деятельности – оптовой и розничной. Закон должен не только классифицировать предприятия как крупные, средние и малые, но и определять критерии требований к этим предприятиям с учетом того, что они являются комплексом имущества со специальным торговым оборудованием. Отдельно в законе будет регламентирована торговая деятельность без создания предприятия торговли: продажа товаров с доставкой, сетевой маркетинг, продажа с помощью автоматов.
   Для обеспечения здоровой конкурентной среды и баланса интересов крупных и малых предприятий предполагается введение разрешительной системы - для крупных и средних предприятий и уведомительной системы - для малых предприятий. «МЭРТ заинтересовано в развитии малого бизнеса в торговле. Поэтому в целях поддержки малого предпринимательства в условиях усиливающейся конкуренции со стороны крупного и среднего бизнеса схема для создания малого предприятия будет существенно упрощена», - пояснила представитель министерства.
   Она сообщила, что новый вариант закона о торговле предусматривает внесение изменений в действующее законодательство, в частности, в закон о порядке проведения контроля. Н. Кузнецова не исключает, что для упорядочения контроля в торговле будут восстановлены функции госторгинспекций, пояснив, что «в настоящее время функции контроля осуществляются в незначительной мере».
   Председатель комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации Александр Борисов считает, что закон о торговле необходим, как необходимо и госрегулирование отрасли. Он пояснил, что «теневой» бизнес существует во многих сферах, включая промышленность и строительство. Однако самая большая доля «теневого» сектора – в торговле. «Мы вошли в глобальный рынок, стали его частью, и в этих условиях нужно регулирование торговли. При этом должно быть и госрегулирование, и саморегулирование за счет повышения уровня управления участниками рынка», - заключил глава ММБА.
   По его мнению, при обсуждении закона о торговли представители розницы не должны оставаться в стороне. «В противном случае закон может стать не общим законом, а законом для кого-то, например производителей. Я призываю всех участников рынка принимать активное участие в его разработке», - заявил А. Борисов.
   Свою позицию по вопросу регулирования торговли высказали два представители сетевой торговли - президент компании «Холдинг Марта» Георгий Трефилов и управляющий партнер сетей «Гастрономчикъ» и ProdEco Дмитрий Потапенко. Оба представителя не выступают против регулирования торговли на государственном уровне. Однако их не устраивает положение, при котором государство «осуществляет поддержку российских производителей за счет сетевой торговли».
   «Мы не платим зарплату в конвертах, стоимость аренды одного магазина в регионах обходится в 150 млн руб. в год, мы исправно платим налоги в региональные бюджеты, наша компания обеспечивает работой 10 тыс. человек. При этом 2% от оборота – это потери от порчи продуктов и краж. Эти деньги мы должны компенсировать из собственной прибыли, средства на ремонт магазина мы также не можем списать на затраты. Но обсуждать с нами эти вопросы не готово ни одно ведомство», - посетовал Г. Трефилов. Бизнесмен считает, что поддерживать производителя должно государство, выделяя гранты лучшим предприятиям. Но вмешательство в рынок, регулирование торговли на местном уровне может привести к тому, что "заграничные" товары, т.е. произведенные в соседнем регионе, не будут допускаться на прилавки. Такой подход приведет к деградации торговли.
   Его коллега Д. Потапенко был более категоричен. Он считает, что в России местные власти относятся к сетевикам «как к дойной корове». По его мнению, новый закон откровенно пролоббирован производителями продукции, но должного результата не последует. «Мы, с нашим опытом в бизнесе, все равно найдем способ, как стрясти с производителей входные бонусы. И проблема в сущности не в бонусах. А в том, что нашим производителям пора работать по контракту. Требования в каждом городе в магазине создавать полку с товарами местных производителей разрушают бизнес», - заключил предприниматель.
   ИА "Альянс Медиа"