17.03.2003  Прошло заседание Комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства

   В минувшую пятницу в ТПП РФ прошло заседание Комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства.
   В повестке дня заседания были вопросы: о деятельности Комитета в 2002-2003 гг., об участии системы ТПП РФ в мониторинге предприятий Банком России, о текущем состоянии законодательства в области информатизации и информационных коммуникаций и об участии системы ТПП РФ в Федеральной целевой программе «Электронная Россия».
   Характеризуя деятельность Комитета в 2002-2003гг., заместитель председателя Комитета, президент Национального Делового Партнерства «Альянс Медиа» И. Городничий отметил, что в его работе принимают участие более 30 представителей государственных структур, общественных, научных и специализированных организаций, а также представители структур поддержки предпринимательства, территориальных торгово-промышленных палат, союзов и объединений предпринимателей, деловых СМИ, информационно-аналитических, технологических и телекоммуникационных компаний. В 2002 г. прошли два заседания Комитета, на которых были рассмотрены вопросы: о роли системы торгово-промышленных палат России в информационном обеспечении предпринимательства; о реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия»; о формировании раздела «Информационное обеспечение» Федеральной программы поддержки малого предпринимательства в РФ на 2003-2005 гг.; о взаимодействии действующих программ и ресурсов информационной поддержки предпринимательства. В составе Комитета были созданы подкомитеты: по информационным технологиям; по телекоммуникациям; по информационным ресурсам; по развитию информационной инфраструктуры ТПП РФ.
   При участии Комитета проведена Третья Московская международная конференция и выставка «Информационное обеспечение предпринимательства «БИНФО-2002», в рамках которой организовано более 40 мероприятий - круглых столов, семинаров, презентаций. Комитет также принял участие в организации шестой международной выставки и конференции «Управление-2002», где были проведены более 20 круглых столов и семинаров. Кроме того, при участии Комитета подготовлены информационно-справочный обзор «Информационные продукты, услуги, решения для предпринимателей: состояние и перспективы развития» и всероссийское социологическое исследование «Проблемы информационного обеспечения бизнеса».
   По вопросу об участии системы ТПП РФ в мониторинге предприятий Банком России выступил Юрий Степанов, заместитель директора Департамента по работе с территориальными учреждениями Банка России. Он отметил, что мониторинг предприятий в системе Банка России представляет собой сегодня принципиально новое направление деятельности, призванное обеспечить повышение обоснованности и результативности проводимой денежно-кредитной политики с позиции эффективности ее воздействия на развитие реального сектора российской экономики.
   Работа по организации мониторинга проводилась в рамках реализации в 1997-2000 гг. проекта программы ТАСИС Европейского Сообщества и осуществлялась при практическом содействии специалистов Бундесбанка, Банка Франции, экспертов крупнейших международных исследовательских центров, специализирующихся на проведении конъюнктурных опросов предприятий реального сектора экономики.
   В настоящее время cвыше 13 тысяч предприятий практически всех регионов Российской Федерации на регулярной и добровольной основе участвуют в мониторинге, проводимом Банком России.
   Этот мониторинг охватывает ежемесячные опросы руководителей предприятий по оценке ими изменения экономической конъюнктуры, а на квартальной основе - по инвестиционной активности предприятий, а также их финансового положения.
   Результаты мониторинга предприятий используются для целей анализа и прогнозирования тенденций развития ситуации на микроуровне, комплексного анализа финансового положения предприятий в отраслевой и региональной их структуре; оценки инвестиционной стратегии предприятий; оценки текущих тенденций в сфере экономической конъюнктуры и прогнозирования их возможного изменения; оценки надежности отдельных предприятий.
   Как отметил Ю. Степанов, в настоящее время наступает новый этап в работе по реализации Программы практического использования результатов мониторинга предприятий Банком России для нужд банковского сообщества. Он предполагает придать системе сбора, обработки, анализа и представления информации о спросе на банковские услуги банковскому сообществу и предприятиям форму информационного пула Банка России “Мониторинг предприятий и их спроса на банковские услуги” (ИП БР). В качестве основы предполагается использовать существующий механизм мониторинга предприятий, дополнив его современными информационными технологиями. Ю. Степанов предложил системе торгово-промышленных палат и другим заинетерсованным организациям принять участие в данной Программе.
   Текущее состояние законодательства в области информатизации и информационных коммуникаций охарактеризовал А. Антопольский, директор НТЦ «Информрегистр». Он отметил, что основой обеспечения доступа к открытым государственным информационным ресурсам (ИР) служит Постановление Правительства № 98 от 12 февраля. И в этом плане необходим контроль за выполнением этого постановления, а также выявление новых видов важных документов, необходимых для опубликования. Постоянно выходят новые нормативные акты, предписывающие создание тех или иных государственных ИР. Однако нужды предпринимательства, заявил А. Антопольский, учитываются при подготовке этих актов совершенно недостаточно. Он считает, что необходимо ввести некоторую форму экспертизы и мониторинга этих актов со стороны ТПП. Еще одна задача ТПП - организовать формирование предложений от предприятий различных отраслей по созданию государственных ИР в интересах предпринимательства, обобщать их и лоббировать эти предложения в государственных органах. Что касается информационного сопровождения государственных закупок и иных форм взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов, то в этом плане, по мнению А. Антопольского, поставщикам продукции и услуг необходимо иметь ретроспективные данные о госзаказах и другие сведения, отсутствующие в действующем законодательстве.
   Правовое обеспечение соблюдения коммерческой тайны, а также служебной, банковской и иных видов тайн, связанных с коммерческой деятельностью не удовлетворяет предпринимателей. По данным А. Антопольского, по десяткам актам разбросаны нормы, устанавливающие либо перечни конфиденциальных сведений, либо перечни сведений, которые нельзя относить к конфиденциальным. Эти нормы устанавливают различные виды тайн, различные режимы охраны и распространяются на разные категории субъектов. Очевидно, нужно навести здесь порядок, и если это сложно сделать для всех видов конфиденциальной информации, то нужно сделать только для технико-экономической, в которой заинтересованы предприниматели.
   Еще одна немаловажная проблема - регулирование экспорта и импорта информации и объектов интеллектуальной собственности, которое отстает от возможностей ИКТ в информационном обмене. Регулирование перемещения через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности или информации регулируется только на уровне носителей информации, считает А. Антопольский. В настоящее время носитель не является необходимым для перемещения информационных объектов, а таможенное законодательство не учитывает такие случаи. Тем самым, на лиц, перемещающих информацию через границу, накладываются неоправданные обременения, связанные с таможенным контролем, в то время как проверка соблюдения действительно необходимых требований (в том числе, ограничений на распространение технологий двойного назначения) не проводится из-за отсутствия законодательных механизмов ее осуществления.
   По мнению А. Антопольского, совершенствование законодательства, связанного с информационной поддержкой предпринимательства, должно носить комплексный характер. Некоторые нормы должны вноситься в существующие законы, другие могут быть представлены в специальном законе под условным названием «Об информационной поддержке предпринимательства». Кроме того, необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг законодательства, относящегося к данной сфере и экспертизу вновь подготавливаемых актов. Эту деятельность необходимо вести как на федеральном, так и на региональном уровнях.
   По вопросу участия системы ТПП РФ в Федеральной целевой программе «Электронная Россия» выступил А.Куцобин, директор Центра деловой информации и консультаций ТПП РФ.
   Он сообщил, ряд программных мероприятий ФЦП «Электронная Россия» имеют тесную взаимосвязь с основными задачами и функциями Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и способствуют развитию и повышению эффективности российской экономики. Однако практический опыт выполнения программы в 2002 году показывает, что механизм ее реализации не полностью учитывает интересы российских предпринимательских кругов, не позволяет своевременно и адекватно реагировать на качественно новые информационные потребности в условиях реформируемой российской экономики.
   Торгово-промышленная палата, являясь некоммерческой общественной организацией, представляющей интересы всех слоев бизнеса и всех сфер предпринимательства, обладает уникальными возможностями по обеспечению активного диалога между предпринимательскими кругами и властью. В связи с этим, по мнению А. Куцобина, органами исполнительной власти должна быть переосмыслена и усилена роль ТПП России в выполнении программы «Электронная Россия». Возможные формы и характер участия ТПП РФ, территориальных палат, объединений предпринимателей – членов ТПП РФ в выполнении ФЦП «Электронная Россия» могут быть весьма различными, включая непосредственное участие в качестве исполнителя в реализации ряда программных мероприятий, формирование перечня проектов в области создания инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства и т.д.
   Кроме того, считает А. Куцобин, процесс реализации такой комплексной программы, как «Электронная Россия» требует постоянного активного мониторинга как со стороны Правительства России, так и со стороны российских деловых кругов.
   Президент ТПП РФ Е.М.Примаков дал поручение разработать комплекс предложений по участию ТПП РФ в реализации данной федеральной целевой программы с привлечением профильных комитетов и подкомитетов ТПП РФ, некоторых территориальных палат, организаций ТПП РФ, сообщил А. Куцобин.
   В этом плане, по его мнению, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о включении в программу специального раздела по информационной поддержке малого предпринимательства, программных мероприятий, связанных с проведением инвентаризации информационных ресурсов, не принадлежащих государственным организациям и т.д. Уже в этом году необходимо добиться того, чтобы интересы отечественного бизнес-сообщества были отражены в программе наиболее полно. В частности, одним из возможных направлений здесь является то, что представители палаты должны привлекаться не только к анализу полученных в ходе реализации соответствующих мероприятий результатов, но и к формулированию конкурсных заданий и экспертизе предоставляемых проектов в области деловой информации и т.д, считает директор Центра деловой информации ТПП РФ.
   В числе принятых на заседании Комитета решений – рассмотреть проект Федерального закона «О электронной торговле»(в подкомитете по законодательству) и в случае необходимости подготовить предложения ко второму чтению в Государственной Думе, переименовать подкомитет по развитию информационной инфраструктуры ТПП РФ в подкомитет по развитию инфраструктуры информационного обеспечения, а также рекомендовать территориальным ТПП принять участие в мониторинге предприятий, проводимом Банком России. Решено также создать рабочую группу, которая подготовит предложения об участии системы ТПП РФ, других заинтересованных организаций, оказывающих информационную поддержку предпринимателям, в реализации ФЦП «Электронная Россия».
   .
   ИА "Альянс Медиа"