12.09.2008 Нижегородская область: состоялась конференция «130 лет российской рекламе» На Нижегородской ярмарке в рамках III Международного промышленно-экономического форума «РОССИЯ ЕДИНАЯ» состоялась конференция «130 лет российской рекламе». В конференции приняли участие представители различных органов власти Нижегородской области, муниципалитетов, Торгово-промышленной палаты НО, ФАС России и Управления ФАС по Нижегородской области, Арбитражного суда Нижегородской области, Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), представители рекламной индустрии и средств массовой информации, высших учебных заведений региона. На конференции обсуждались актуальные вопросы рынка рекламных услуг, в частности: российская реклама и ее место в развитии рыночных отношений, рекламное законодательство в России, проблемы правоприменительной практики, развитие рынка распространения рекламы через средства массовой информации, перспективы наружной рекламы, роль саморегулируемых организаций в сфере рекламы. В рамках конференции также прошла презентация «Новые технологии в наружной рекламе» компании «Визуальные Технологии» (Москва). Участников и гостей конференции поприветствовали заместитель губернатора по развитию имущественно-земельных отношений, предпринимательства, охране окружающей среды и объектов культурного наследия Ирина Живихина, председатель Законодательного собрания Нижегородской области Виктор Лунин, заместитель генерального директора Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Андрей Игошев, помощник руководителя Федеральной антимонопольной службы России Владимир Уткин, директор департамент архитектуры и градостроительства Нижнего Новгорода Михаил Романычев. Открывая конференцию, Ирина Живихина отметила, что темпы развития рекламы в России в настоящее время опережают темпы развития ВВП. По ее словам, в 2007 году количество рекламной продукции на телевидении по сравнению с 2006 годом увеличилось на 30%, в печатных изданиях – на 16%, на объектах наружной рекламы – на 22%. При этом г-жа Живихина подчеркнула, что бурное развитие рекламной отрасли привело к некоторым проблемам, в частности к нехватке квалифицированных кадров в рекламной индустрии и проблеме реализации нового федерального закона о рекламе, вступившего в силу в 2006 году. Андрей Игошев отметил определенную стабилизацию на рекламном рынке в плане определения основных целей, возможностей и принципов сотрудничества. Рекламный процесс нуждается в постоянном совершенствовании. Ведь по объективным причинам, правила игры на рекламном рынке усложняются, сказал г-н Игошев. Он также рассказал о роли ТПП Нижегородской области в рекламном процессе. Торгово-промышленная палата – общественная структура, объединяющая около 500 предприятий. К мнению палаты прислушиваются органы власти, деловые и общественные круги региона. «Поэтому существует реальная возможность грамотного решения тех или иных острых вопросов, стоящих перед рекламной индустрией региона», - добавил заместитель генерального директора ТПП НО. Он сообщил, что при палате уже 8 лет работает Рекламный совет, который является площадкой по развитию рекламного рынка. Его учредителями выступили ведущие участники рекламного рынка региона. Основные задачи – это экспертиза и оценка содержания рекламы, подготовка законопроектов в сфере рекламной деятельности, эффективное взаимодействие между субъектами рекламного рынка и органами власти и управления. Председатель регионального парламента Виктор Лунин подчеркнул, что в настоящее время отрасль существует в сложных условиях: с одной стороны, стабильно растут цены на изготовление и размещение рекламы, с другой, – снижается ее влияние из-за перенасыщения потребителей рекламной информацией и их нежеланием ее воспринимать. Он также отметил, что, «безусловно, реклама зачастую манипулирует сознанием людей, формируя у них определенные потребности и вполне конкретные варианты их удовлетворения». Важно и то, какими средствами рекламные деятели формируют спрос у населения. По словам Виктора Лунина, значительная часть рекламных сообщений злоупотребляет доверием потребителя. «Очевидно, что реклама должна разрабатываться с чувством ответственности перед обществом, она также должна строиться на принципах добросовестной конкуренции», - сказал он. Среди законодателей широко обсуждается вопрос об этичности рекламы. Председатель Законодательного собрания Нижегородской области отметил, что для соблюдения этических норм в рекламе и контроля за их соблюдением должна возрасти роль саморегулируемых организаций в сфере рекламы. Виктор Лунин также подчеркнул важность увеличения доли социальной рекламы в средствах массовой информации: «социальная реклама должна получить широкое развитие, поскольку способна решать важные общественные задачи». Председатель регионального парламента остановился на законодательном обеспечении развития отрасли. Долгое время отечественный рекламный рынок носил стихийный характер. С развитием в стране рекламной индустрии, с освоением опыта зарубежных стран, а также с учетом специфики экономики России, менялось и законодательство о рекламе. Законодательство в этой сфере, безусловно, будет продолжать совершенствоваться. Виктор Лунин сообщил, что депутаты Законодательного собрания Нижегородской области поддерживают инициативу председателя Совета Федерации РФ Сергея Миронова о запрете на рекламу во время демонстрации в телевизионном эфире художественных фильмов. В свою очередь, директор филиала ГТРК «Нижний Новгород» Назарий Зеленый и первый заместитель генерального директора телекомпании «Волга» Сергей Лаптев отметили, что доходы от распространения рекламы во время художественных фильмов и сериалов составляют до 60% доходов телеканалов, и поэтому, выступая с подобными инициативами, законодатели делают «своеобразную подножку телевизионному рынку». Назарий Зеленый в своем выступлении поднял важный вопрос, связанный с социальной рекламой. Дело в том, что в соответствии с новым федеральным законодательством, социальная реклама входит в общий объем рекламы на данном СМИ, что делает практически невозможным ее распространение на льготной или совершенно бесплатной основе. Получается, что СМИ, идя навстречу общественным организациям и бесплатно размещая социально значимую рекламу, платит не только за упущенные выгоды, но и производит все необходимые налоговые отчисления, такие же, как если бы это была коммерческая реклама. О проблемах правоприменительной практики рассказала в своем докладе заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы России Ирина Василенкова. Она отметила, что в полномочия ФАС входит контроль за исполнением федерального законодательства о рекламе, а также применение мер наказания к нарушителям. Ирина Василенкова подчеркнула, что основная цель существующего законодательства о рекламе – это защита прав потребителей товаров и услуг. Они должны получать «достоверную и добросовестную информацию», чтобы на ее основе делать правильный и осознанный выбор. Новый ФЗ «О рекламе», вступивший в силу с 2006 года, ввел также ряд формальных требований к рекламным сообщениям, главная задача которых предупредить потребителей рекламы о той или иной опасности. Впервые федеральный закон ввел такие требования к рекламе лекарственных средств и медицинских услуг. Рекламирование данных товаров теперь в обязательном порядке должно сопровождаться предупреждением о необходимости ознакомления с инструкцией или обращения к специалисту. В 2007 году ФАС России зафиксировала 369 случаев несоблюдения этих «довольно простых и формальных» требований. Ирина Василенкова также высказала тревогу в связи с учащением таких нарушений, как приписывание в рекламе нелекарственным средствам, например, биологически активным добавкам, лечебных свойств. За прошедший год выявлено около 200 подобных эпизодов. Г-жа Василенкова также выразила обеспокоенность, связанную с увеличением количества нарушений норм этичности рекламных сообщений. По ее словам, за десятилетие применения первой редакции закона о рекламе подобных нарушений фиксировалось едва ли не меньше, чем за последние два года после вступления в силу ФЗ «О рекламе». Он ввел запреты на агрессивные рекламные сообщения, оскорбительные и непристойные образы в рекламе. И такие случаи фиксируются контролирующим органом все чаще: за 2007 год выявлено более 200 случаев агрессивной и оскорбительной рекламы. В качестве примера она привела слоган «Санек - лопух купил дороже». Кроме того, формируется негативное отношение к людям, у которых недостаточно средств на дорогие покупки – «Без денег у тебя нет голоса, возьми кредит в банке, и тебя услышат». Увеличивается количество случаев злоупотреблением легковерностью несовершеннолетних в части формирования у детей нездорового «вещизма» и побуждения требовать у родителей купить какую-то вещь. Г-жа Василенкова также отметила многочисленные нарушения в рекламе алкогольной и табачной продукции. Специалист ФАС России сообщила, что всего за год антимонопольной службой рассматривается порядка 2,5–3 тысяч дел с признаками нарушений законодательства РФ о рекламе, выносится более 5 тысяч предписаний об устранениях правонарушений. Однако Ирина Василенкова подчеркнула, что данная статистика не дает полного представления о количестве нарушений законодательства в данной сфере, поскольку рынок СМИ и, соответственно, поток рекламной информации, в настоящее время настолько огромен, что Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления не могут охватить всю ненадлежащую рекламу. Руководитель Нижегородского УФАС России Михаил Теодорович согласился с Ириной Василенковой в том, что прошедший год впервые так отчетливо поставил проблему этичности рекламы. Он связывает всплеск неэтичной, грубой, агрессивной рекламы с некими сущностными причинами, а не с недостаточным профессионализмом специалистов отрасли. По его мнению, дело в том, что наблюдаемый экономический подъем, появление у людей денежных средств, а также доступность кредитов привели к тому, что люди могут менять свою жизнь, свое потребительское поведение. И реклама здесь играет огромную роль, поскольку продавцы борются за спрос. Г-н Теодорович призвал граждан сообщать о случаях неэтичной рекламы. Он также отметил важность профилактики нарушений законодательства о рекламе и внепроцедурного рассмотрения дел. И в этом смысле Михаил Теодорович подчеркнул значимость существования в регионе Рекламного совета при ТПП Нижегородской области. «Эта конструкция особенно хороша и эффективна при обсуждении пограничных, «размытых» дел», - заключил г-н Теодорович. Вопрос о развитии рынка распространения рекламы через СМИ осветили руководитель Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по ПФО Дмитрий Мусин и руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций и связи по Нижегородской области Анатолий Селезнев. Последний отметил рост специализированных рекламных СМИ на территории Нижегородской области. Так, за первое полугодие 2008 года в регионе было зарегистрировано 100 специализированных рекламных газет, что составляет 20% от общего числа зарегистрированных за этот период изданий, 110 журналов (44%) и 26 телепрограмм (35%). Первый вице-президент АКАР, президент РАР Владимир Филиппов подробно рассказал о праздновании 130-летнего юбилея российской рекламы. Точкой отсчета было выбрано создание первого российского профессионального рекламного агентства – «Центральной конторы объявлений» Людвига Метцля. «Контора» г-на Метцля за короткий срок стала ведущим оператором нарождающегося рекламного рынка России. Ее отделения работали в Санкт-Петербурге, Москве, Варшаве и во всех крупных городах России. Рекламные объявления размещались не только в российских, но и в зарубежных изданиях. По масштабу деятельности, оборотам, ассортименту и качеству услуг ее ставили в ряд с ведущими рекламными агентствами Европы и Северной Америки. В «Конторе» Людвига Метцля был создан знаменитый рекламный слоган – «Объявление есть двигатель торговли», трансформировавшийся в «Реклама – двигатель торговли». Говоря о целях празднования юбилея, г-н Филиппов подчеркнул: «Мы хотим напомнить современникам о славной странице из истории российского предпринимательства, истории становления рынка российской рекламы. Нам есть чем гордиться. «Юбилей рекламы» рассматривается нами как общий праздник всех, кто имеет отношение к рекламе». С 22 по 28 сентября 2008 года ассоциация реализует проект «Юбилей рекламы». Он включает проведение конференций на важнейшие индустриальные темы, Московский международный фестиваль рекламы «Red Apple 2008», установление в Москве мемориальной доски конторе Людвига Метцля, телепередачи на рекламную тематику. Культурная программа конференции включала экскурсию на нижегородском ретро-трамвае по историческому кольцу города, а также посещение музея Трамвайного депо №1. ИА "Альянс Медиа" |