17.12.2009 Закон о торговле ограничивает возможности МСБ «Потребительский рынок России – поиск эффективных инструментов развития» - такова была тема пленарного заседания конгресса «Потребительский рынок России», состоявшегося 17 декабря на ВВЦ. Конгресс организован в рамках XIII Всероссийской межотраслевой выставки отечественных товаров «Покупайте российское». Вряд ли стоит удивляться тому, что практически каждый участник заседания в своем выступлении затронул тему закона о торговле, который был принят в минувшую среду во втором чтении. По логике, этот нормативный акт должен стать одним из эффективных инструментов совершенствования рынка. Однако, по мнению председателя Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александра Борисова, закон не решает всех проблем потребительского рынка. Его особенность в том, что он регулирует отношения между производителями и торговыми сетями. По мнению А. Борисова, закон не лишен серьезных недостатков, в частности, он ограничивает темпы роста сетей, которые в России и так не слишком развиты. «Посмотрим, как закон будет работать, - сказал А. Борисов. – Нас на всех уровнях заверяют, что оценки работы закона, высказанные участниками рынка, будут приниматься во внимание, возможно, с учетом мнений игроков, закон будет изменяться». Председатель комитета ТПП РФ пообещал, что весной будущего года комитет организует обсуждение того, как закон работает. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Владимир Головнев заявил, что закон о торговле – это определенный шаг вперед. Этот нормативный документ, подчеркнул он, не является догмой. Да, признал он, как правило, избиратели желают, чтобы парламентарии выработали закон, который действовал бы годы, но ни в одной стране мира нет более сложного законодательства, чем в области торговли. Как сообщил В. Головнев, парламентарии, принимая концепцию закона о торговле, пытались сделать так, чтобы российский производитель товаров «где-то почувствовал глоток воздуха». «Удалось нам это или нет, покажет жизнь», - завершил он. Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) также не отказал себе в "удовольствии" обсудить закон. Не критикуя документ напрямую, директор АКОРТ выразил отношение к нему словами, обращенными к производителям: «Нам с вами его расхлебывать, нам с вами по нему работать». По мнению И. Белоновского, если говорить просто, то этот закон направлен на повышение прибыли отдельного круга поставщиков и увеличение издержек сетей, что повышает риск роста потребительских цен. Пройдясь по отдельным пунктам документа, исполнительный директор АКОРТ констатировал: норма нового закона об ограничении отсрочки платежей приведет к дефициту товаров, норма об ограничении вознаграждения 10-ю процентами ослабит позиции на рынке российских поставщиков и укрепит положение зарубежных, наконец, норма о запрете возврата товара поставщикам ударит по предприятиям малого и среднего бизнеса. И. Белоновский особо отметил, что последняя норма «ставит крест на возможности малых и средних предпринимателей придти в торговую сеть». Помимо проблем торгового законодательства, на заседании обсуждалась и тема поддержки российских производителей, находящихся не в самых выгодных условиях. Заместитель директора департамента лесной и легкой промышленности Министерства промышленности и торговли РФ Олег Кащеев заявил о важности решения задачи по продвижению российской продукции. Необходимо, считает он, развернуть широкую агитационную кампанию под лозунгом «Покупайте российское». В рамках этой кампании, уверен он, важно вести борьбу с контрабандой и контрафактом, заполонившими потребительский рынок, очищать торговое пространство для отечественных товаров. В. Головнев заявил, что как одну из задач депутатского корпуса он видит попытки донести до Совета Федерации, Правительства РФ мысль, что одними только лозунгами добиться положительных результатов невозможно. Нужно еще и поддерживать российских производителей – предоставлять им доступные кредиты и т.д. И. Белоновский, в свою очередь, заметил, что кризис – это позитивный период для отечественных производителей, их «золотая эпоха», поскольку потребитель сейчас обращает больше внимания на недорогие товары. «Качественно только производите, правильно», - попросил он предпринимателей. Он также призвал не верить слухам о том, что торговые сети отдают предпочтение зарубежным производителям и поставщикам. Сети, подчеркнул исполнительный директор АКОРТ, готовы активно работать со «своими». Если есть российский аналог импорту по приемлемой цене, сети выберут отечественный продукт, заверил И. Белоновский, призвав производителей к плодотворному сотрудничеству. ИА "Альянс Медиа" |