27.05.2005  Е.Примаков: «Россия использует не все возможности в продвижении компаний на рынке закупочных служб ООН»

   25 мая в Торгово-промышленной палате РФ состоялся Деловой форум «Россия – ООН» в рамках 30-й сессии Межучрежденческой рабочей группы по закупкам (МРГЗ) ООН, в работе которого приняли участие президент ТПП РФ Евгений Примаков, помощник Генерального секретаря ООН Эндрю Тоу, председатель 30-й сессии МРГЗ ООН Джеймс Провензано, а также другие ответственные сотрудники закупочных служб крупнейших организаций ООН и представители отечественных российских компаний-производителей товаров и услуг.
   В своем выступлении Евгений Примаков отметил, что ТПП ставит перед собой задачу внести свою лепту в работу ООН, при этом, помогая российским компаниям осваивать новое поле деятельности – рынок, предлагаемый закупочными службами ООН. Президент ТПП сообщил, что ООН противодействует таким вызовам современности, как международный терроризм, распространение ядерного оружия, региональным конфликтам. При этом он подчеркнул, что новые условия требуют модернизации этой организации, сославшись на беседу с генсеком ООН Кофи Аннаном.
   По словам Е. Примакова, материальное обеспечение, а также коммерческая составляющая деятельности ООН являются важным аспектами. Комментируя ситуацию с продвижением компаний на этом рынке, он отметил, что Россия использует не все возможности, и хотя за последнее время доля участия увеличилась, но нашей стране достается лишь малая часть контрактов по закупкам. Основная доля участия России – авиаперевозки. Е. Примаков высоко оценил уникальный парк российских самолетов и мастерство пилотов в умении доставлять грузы, в том числе и в опасные зоны, но при этом подчеркнул, что потенциал возможностей шире. В качестве основного препятствия он выделил недостаточную осведомленность российских компаний о том, какие товары и услуги требуются закупочным службам ООН.
   По оценке Е. Примакова, форум дает возможность вести прямой диалог предпринимателям с сотрудниками закупочных служб крупнейших организаций ООН, позволяет рождаться новым идеям, а также вносит вклад в создание взаимовыгодного партнерства. В свою очередь от российских компаний, по мнению президента ТПП, требуются решительные шаги в налаживании взаимоотношений с представителями закупочных служб.
   По оценке помощника Генерального секретаря ООН Эндрю Тоу, несмотря на то, что доля России на закупочном рынке ООН растет, эти цифры не соответствуют тому потенциалу, который имеется в наличии. По его словам, 90% услуг составляют авиаперевозки. Он также отметил, что не видит со стороны российского бизнеса должного интереса, подчеркнув, что существует много проблем. При этом он отметил, что необходимо рисковать, и тем самым учиться вести бизнес. Кроме того, российская промышленность должна показать, что качество товаров находится именно на том уровне, к которому привыкли закупочные службы ООН. «Этот процесс займет время, потребует усилий и храбрости, но я уверен, что мы преуспеем в этом деле», - подытожил Э. Тоу. В ходе дискуссии помощник генсека ООН также сообщил, что крайне важно, чтобы российские компании не только концентрировались непосредственно на самом контракте, но также и умели оказывать услуги по уже заключенным с другими компаниями контрактам, выступая тем самым в роли субподрядчиков.
   Представитель МИД РФ Игорь Щербак высоко оценил заслуги ТПП РФ в проведении данного форума, а также в оказании содействия российскому бизнесу в получение контрактов. Он сообщил, что сумма контрактов российских авиаперевозчиков составляет $ 140 млн. При этом он отметил, что существует ряд областей, обладающих не меньшим экономическим потенциалом, например, автотранспортные перевозки, химическая продукция, а также проектировочные услуги. МИД, в свою очередь, также готов оказывать отечественному бизнесу содействие по вопросам налаживания контактов с закупочными службами ООН.
   Председатель 30-ой сессии МРГЗ ООН Джеймс Провензано отметил важность поиска российским бизнесом собственной ниши. Он сообщил, что диапазон потребностей организаций ООН широкий, поэтому отечественному бизнесу необходимо сделать первый важный шаг, определив, какие именно товары и услуги нужны закупочным службам ООН. Д. Провензано подчеркнул, что контактная фаза не менее существенна, чем контрактная, отметив, что конкуренция в области получения контрактов высока. В заключение он сообщил, что закупочные службы также обращают внимание на социальную ответственность бизнеса, выбирая потенциальных поставщиков.
   По словам представителей закупочных служб ООН, на 1 декабря 2004 г. 52 российские компании являлись поставщиками товаров и услуг для организаций ООН, а в настоящее время, по словам вице-президента ТПП Георгия Петрова, имеется еще 28 дополнительно зарегистрированных компаний. Он также сообщил, что при ТПП был создан консультационный пункт, который предоставляет необходимую информацию по тендерам и сопровождающей работе, подчеркнув, что будущее этого центра зависит от того, будет ли он востребован предпринимателями.
   ИА "Альянс Медиа"