07.10.2003  Институализация внутри бизнес-сообщества позволит четко построить нормотворчество, финансовую поддержку МП и диктовать свои условия власти

   Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства (РАРМП) и газета «Бизнес для всех» накануне заседания Правительства РФ, на котором планируется рассмотреть комплекс мер по поддержке малого предпринимательства, провели круглый стол на тему «Каких решений мы ждем от Правительства РФ по проблемам малого бизнеса».
   Открывая заседание, Валерий Романюк, главный редактор газеты «Бизнес для всех», отметил, что подготовка к заседанию Правительства идет уже несколько месяцев, и многое в позиции кабинета министров вполне прояснилось. Так, советник вице-премьера Алина Радченко отмечает возможную постановку вопроса о субсидировании процентных ставок по кредитам для малых предприятий и удлинении срока кредита. Премьер Михаил Касьянов, знакомясь с планами заседания Правительства, предложил рассмотреть проблематику МП в более широком аспекте и вернуться к проблемам снижения административных барьеров и упрощения налоговой отчетности. Не исключено, что будет предложен ряд поправок в действующее законодательство, направленных на облегчение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам.
   По мнению Андрея Орлова, советника Федерального фонда поддержи МП, серьезного прорыва в ближайшее время ждать не стоит. Но есть ряд вопросов, которые действительно решать придется: первый вопрос – необходимость реструктуризации всей системы государственной поддержи МП. Потребуется трансформировать фонды, систему микрокредитования и др, считает А. Орлов. Есть разные сценарии, по каким эта система может быть перестроена. Базовый залог о господдержке МП № 88 должен быть либо доработан, либо пересмотрен. По мнению советника ФФПМП, нужен пакет законов по конкретным направлениям развития бизнеса, в которых должны быть устранены противоречия между положениями Налогового и Бюджетного кодексов. Законодательство должно в большей степени отвечать общественным потребностям в государственной и частной поддержке МП. А. Орлов также считает, что нужна не просто государственная, а общенациональная система поддержки предпринимательства, которая бы увязывала интересы государства и отдельных регионов – как лидеров, так и отстающих, политических партий и общественных движений. Кроме того, нужно существенно перестроить взаимоотношения крупного и малого бизнеса. Следовало бы, по словам А. Орлова, законодательно закрепить требование, чтобы крупный бизнес определенную долю своих доходов направлял на поддержку и развитие малого бизнеса, который удовлетворяет разнообразные потребности крупных корпораций. Помимо этого нужно более четко выстроить инфраструктуру поддержи МП, включающую бизнес-инкубаторы бизнес-центры, технопарки и т.д., поскольку многие из них дублируют функции друг друга, снижая эффективность системы в целом.
   Что касается финансовой поддержки сектора МП, то, считает А. Орлов, не вполне понятно, кто займется кредитованием МБ по субсидированным ставка. По его мнению, вероятно, те 3 млрд рублей, которые предполагается на это направить в бюджете будущего года, будут направлены в Российский банк развития. А. Орлов выразил сомнение, что все эти деньги дойдут до малых предприятий. Он считает, что потребуется создать систему гарантий, и тут без бизнес-сообщества не обойтись, прорабатываться эти вопросы должны при участии предпринимательской общественности.
   С налоговой системой, считает советник ФФПМП, у нас также вряд ли что получится, если не вернемся к простым и прозрачным схемам, которые использовались при возрождении кооперации в стране. Причем налоговые ставки должны увязываться со ставками рефинансирования ЦБ РФ, с реальным уровнем инфляции. Вообще все ресурсы, направляемые сегодня в сектор МП, должны использоваться на осуществление инновационного прорыва. За два года мы должны создать 1 млн рабочих мест по ключевым направлениям:
   - производственно-инновационному;
   - строительно-инновационному;
   - образовательно-инновационному;
   - собственно-инновационному;
   - инновационному менеджменту.
   Все это и будет предпосылкой для проведения трех «революций» в России – потребительской, менеджерской и предпринимательской, которые сделают малый бизнес тем, кем он и должен быть – доминантой экономического развития и роста России, заключил А. Орлов.
   На заседании круглого стола выступил Геннадий Лобанов, российский директор проекта TACIS «Региональное экономическое развитие антикризисной стратегии». Он выразил сомнение в результатах нынешних усилий. По его словам, в правительстве появился вице-премьер Борис Алешин, который вдумчиво подошел к решению проблем предпринимательства. Серьезный пакет в плане нормотворческой деятельности на ближайшие пять лет предложил Департамент МП Правительства Москвы. Но на сегодня структура нашей экономики такова, начиная с тенденций на потребительском рынке и кончая местом России в мировой экономике, что нас выталкивают на роль сырьевого и трудового придатка цивилизованного сообщества.
   Малый бизнес – это всегда достаточно демократично развитая рыночная среда. У нас входы на рынках таковы, считает Г. Лобанов, что малый бизнес может пробиться только при условии, что будет нарушать законы, действующие при входе на рынок. Пропуск на рынок обходится весьма дорого. Второй момент состоит в том, что монополисты начинают понемногу перетряхивать сферы экономики. Реформирование одной лишь РАО ЕС оставит без работы 300 тысяч человек. То же произойдет при реформировании МПС. И ни у одной из монополий нет программы, как занять людей, которые могут остаться за воротами. Скорее всего, все спустится на муниципальный уровень. Это будет «головной болью» муниципальных бюджетов и не очень грамотного менеджмента.
   С другой стороны, по словам Г. Лобанова, много говорили о правовой защите в рамках судебных процедур для МП. Были два проекта TACIS, масса предложений по законодательству, и ничего не происходит. ТПП РФ предложила законодательный пакет, но проблема в том, кто его будет реализовывать. Чиновники – не будут, они как раз и разрабатывают нормы таким образом, что для бизнеса их осуществление только осложняется. Взять хотя бы пример с введением «одного окна» при регистрации МП - в результате процедура регистрации стала в 10 раз дороже. Или единый социальный налог: с его уплатой все устроено так, чтобы легче работать именно чиновнику.
   Что касается 3 млрд рублей, обещанных на поддержку малого бизнеса, то, по мнению Г. Лобанова, сомнительно, что они дойдут до адресата: «скорее всего, эти деньги под «фишкой» малого бизнеса попадут в страховые компании и банки». При этом будет избрана такая система гарантий, чтобы государство ушло от ответственности, повесив ее на приближенные банки, и чтобы малому бизнесу перепала самая малость.
   Вывод, считает Г. Лобанов отсюда такой – идет длинный, трудный и мощный процесс самоорганизации малого бизнеса. Должна быть такая институализация внутри нашего сообщества, чтобы ассоциации малого бизнеса были бы не сами по себе, а тесно взаимодействовали со своими членами на рынке, формируя самоорганизующиеся структуры. "Тогда бы можно было четко построить и нормотворчество, и финансовую поддержку МП, и безопасность бизнеса, и от власти требовать, диктовать свои условия, не уповая на то, что вот «придет барин» в лице вице-премьера Бориса Алешина и нас рассудит", - заключил Г. Лобанов.
   ИА "Альянс Медиа"