10.02.2010  Кредитование – перспективный инструмент финансирования нужд ЖКХ

   
   Как финансировать капитальный ремонт многоквартирных домов и повышать их энергоэффективности после окончания действия 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» - этот вопрос обсуждался в среду на заседании Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства.
   Председатель комитета Андрей Широков напомнил, что, согласно 185-му закону, госкорпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ, основными целями которого является стимулирование модернизации ЖКХ и формирование эффективных механизмов управления жилфондом путем финансовой поддержки, 1 января 2012 г. будет ликвидирована.
   Он обратил особо внимание на то, что сегодня в России более 40% многоквартирных домов управляются и обслуживаются частными компаниями или ТСЖ, взявшими на себя функцию управления. После ликвидации фонда им придется изыскивать средства на проведение капитального ремонта и повышение энергоэффективности. А. Широков предложил участникам заседания, среди которых были представители самого фонда, Минрегионразвития, фонда «Институт экономики города», Российского союза страховщиков, высказать предложения по решению этой проблемы.
   Заместитель генерального директора Фонда содействию реформированию ЖКХ Сергей Сучков, рассказав о работе ГК, выразил мнение, что основным механизмом капитального ремонта должен быть федеральный фонд со своими средствами. Вторым серьезным источником денег являются бюджеты субъектов РФ, третьим – сами собственники. Собственники, отметил С. Сучков, должны вкладывать не менее 5% средств на ремонт.
   Говоря о том, что же будет после прекращения действия 185-го закона, С. Сучков напомнил, что в июне прошлого года на эту тему было поручение Правительства РФ. Правительство поручило подготовить ФЗ «О внесении изменений и дополнений в жилищный кодекс и в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения финансирования капитального ремонта многоквартирных домов». По словам С. Сучкова, законопроект подготовлен. Целью документа является создание в субъектах РФ некоммерческих организаций - фондов, аккумулирующих средства, перечисляемые собственниками. Как заметил заместитель президента Фонда содействию реформированию ЖКХ, региональные фонды капитальных ремонтов будут аналогичны ныне действующему федеральному фонду. Также прозвучало, что в 2011 г. планируется выделение средств на создание этих структур.
   Директор направления городского хозяйства фонда «Институт экономики города» Сергей Сиваев предложил обратить внимание на опыт зарубежных стран в части финансирования ремонтных нужд ЖКХ. В странах Восточной Европы, например, в Эстонии, финансовые ресурсы привлекаются, в основном, путем кредитования. Там есть специальные государственные институты развития, которым государство выделяет средства для кредитования. Сначала эта структура начинает сама кредитовать собственников жилья, потом привлекает к этому банки. Конечно, у нас полное применение этой схемы затруднено рядом нюансов, признает С. Сиваев. В частности, в Европе институт собственников отличается стабильностью, что облегчает ему доступ к кредитам. Тем не менее, отметил представитель фонда «Институт экономики города», в России стоит применять такой механизм финансирования капитального ремонта домов с учетом особенностей нашей системы управления ЖКХ.
   Председатель комиссии по законодательству Союза юристов Москвы Александр Толмачев заявил, что опыт успешного кредитования собственников жилья в России уже есть.
   Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, директор по развитию санкт-петербургской управляющей компании «ПромИнвест» Олег Виктюк высказал мнение, что действие 185-го закона нужно продлить на 1-2 года. При этом, подчеркнул он, необходимо существенно изменить условия, касающиеся собственников, чтобы стимулировать более активное участие граждан в программе. Коснувшись темы создания региональных фондов, О. Виктюк заявил, что категорически не согласен со схемами, когда средства собственников аккумулируются в какой-то точке и часть денег идет на поддержание аппарата, принимающего решения, кому деньги дать, а кому нет. В Санкт-Петербурге, по словам зампредседателя комитета ТПП РФ, есть отрицательный опыт по введению платы за капитальный ремонт: случалось, ремонт проводился не в тех домах, жильцы которых согласились раскошелиться. Зато есть положительный опыт, поделился О. Виктюк: в 2004 г. появилась статья расходов «Текущий ремонт», большое количество организаций малого, среднего и крупного бизнеса стали с удовольствием выполнять ремонтные работы в рассрочку. Что касается кредитования, то сегодня, по наблюдениям выступающего, ряд банков, «накачанных деньгами», проявляют заинтересованность в сотрудничестве с ТСЖ и благонадежными управляющими компаниями. Так что такой инструмент финансирования отрасли, как кредитование, имеет большие перспективы.
   Как считает заместитель исполнительного директора Всероссийского союза страховщиков Борис Френкель, любые обсуждаемые инструменты финансирования отрасли не будут работать без использования механизма страхования. «Если мы не используем механизм страхования, - пояснил он, - то мы не выбираем рисков несчастных случаев, которые могут произойти с самим объектом – многоквартирным домом. И это нам даст дополнительные риски для схем кредитования и накопления». Нужно применять механизм страхования, уверен эксперт, при этом необходима весомая помощь государства, в частности, законодательная поддержка.
   Все предложения и замечания, касающиеся финансирования капитального ремонта будут учтены при составлении решения заседания комитета, отметил А. Широков. «Проблемы поддержки жилфонда нужно решать уже сегодня, задолго до окончания срока действия 185-го закона. Иначе завтра люди повторят и Пикалево, и Калининград по полной схеме», - предостерег он в заключение.
   ИА "Альянс Медиа"