15.04.2002 Вопрос формирования среднего класса в стране так и остается только темой для обсуждения Заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Светлана Гвоздева направила Президенту РФ письмо. В нем, в частности, говорится, что вопрос о развитии малого бизнеса, о возможностях перехода от малого к среднему бизнесу и, в соответствии с ним, вопрос формирования среднего класса в стране – реально так и остается только темой для обсуждения. Согласно статистическим данным, в 2000/2001 году количество малых предприятий было, соответственно 875,5 тыс. и 849,3 тыс.(уменьшилось на 3%), количество рабочих мест в них - 8 млн чел. (в т.ч. 7338 тыс. занятых на постоянной основе) /7 млн (6437 тыс. чел.) - уменьшение на 3%. Объем произведенной продукции увеличился с 442,9 млрд. руб. до 579,7 млрд. руб. Доля малого бизнеса в ВВП в 2001г. по регионам составляла: Москва (182,2 тыс. предприятий) - около 30% (рост), Санкт-Петербург (78,6 тыс.) - около 15%(уменьшилась), в Самарской, Свердловской, Саратовской областях, Краснодарском крае - около 5%. В большинстве остальных регионов РФ доля малого бизнеса ниже 5% ВВП, а в некоторых регионах даже ниже одной сотой процента. И все это несмотря на то, что производительность труда в малом бизнесе в 2-2,5 раза выше, чем на крупных предприятиях. Инвестиции в малом бизнесе в основном частные; обновление основных фондов в 4-4,5 раза выше, чем в крупном бизнесе. Положение дел в малом бизнесе, говорится в письме, остается тяжелым, несмотря на то, что законодательная база в РФ, поддерживающая предпринимательство, составляет более 160 различных законов. Даже снижение общей ставки налога на прибыль до 24%, подоходного налога до 13%, снятие ставки налога с продаж (5%) для тех, кто ведет расчеты не наличными деньгами, а через банки, и остальные законы, в том числе и Федеральные программы поддержки предпринимательства 1995-1997гг и 2000-2001гг., не изменили положение из-за допущенных ошибок, причина которых кроется в несвоевременной координации деятельности властных структур и всего связанного с этим. Как известно, пишет С. Гвоздева, сегодня делами малого бизнеса и предпринимательства ведает Министерство по антимонопольной политике и предпринимательству, в котором существует департамент по малому бизнесу. Существуют также и Федеральный Фонд поддержки малого предпринимательства, и Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, и Комитет по малому бизнесу в Российской Торгово-промышленной Палате с отделениями во всех регионах России. Практически все партии имеют программы поддержки малого бизнеса, существуют даже отдельные партии, например, партия "Развитие предпринимательства" и др. Вместе с тем отсутствует скоординированная работа, нет взаимосвязи между отдельными министерствами и ведомствами, так как на уровне Департамента МАП они практически невозможны. У самого Министерства по антимонопольной политике и предпринимательству основной задачей является реструктуризация естественных монополий, таких как РАО ЕС, Газпром, МПС и др. Очевидно поэтому на 2002 год не подготовлена Программа развития малого бизнеса, и, соответственно, в бюджете 2002 года на эти цели выделено только 20 млн. рублей. До сих пор нет положения о конкурсах на кредитные ресурсы для предпринимателей (значит, выделенные в 2001г. ресурсы не реализованы в полной мере). До сих пор нет положения о специальном налоговом режиме для малого бизнеса, а отмена льгот, в соответствии с Налоговым Кодексом, уже произошла. Введенный единый социальный налог и закон о пенсионном обеспечении граждан не учитывают возможности малого бизнеса. Ставки единого налога на вмененный доход в разных регионах страны не координируются и вызывают возмущение предпринимателей, а за ним и социальную напряженность. Недоработанные проекты решений, связанных с лицензированием, например, туристической деятельности (где вместо 1 лицензии теперь с 10 апреля необходимо получать 3 лицензии), увеличение арендной платы при переоформлении договоров аренды или просто в связи с наступлением нового года и т.д. – все это не может не повлиять отрицательно на развитие малого бизнеса. Даже пакеты законов, поддержанные в Государственной Думе по дебюрократизации, не получили своего развития, и еще предстоит огромная работа по внесению изменений в десятки законов действующего законодательства, чтобы пакет по дебюрократизации наконец-то заработал. Концепция, предложенная Госсоветом, во многом напоминает пункты прошлых программ, которые не выполнены в полной мере. В общественных организациях (старых и новых), в том числе партийных, идут обсуждения…как помочь и развить малый бизнес… А у предпринимателей упаднические настроения: "нас опять кинули"; бухгалтеры малых предприятий собираются увольняться, говоря, что лучше сидеть в тени, чем пересчитывать налоги по новым регистрам учета. Идут разговоры о "геноциде малого бизнеса и бухгалтеров"; о том, что "законодательство, не обращающее внимания на социальную и экономическую значимость малого бизнеса", носит фискальный характер , а о значении малого бизнеса в целом только говорят…. В связи с этим, отмечается в письме, возникает вопрос: "Есть ли у нас в стране возможность осуществить создание вертикальной структуры управления предпринимательством и малым бизнесом?" Есть неплохой пример Москвы, где существует Департамент по поддержке и развитию малого предпринимательства, поддерживающий ассоциации малого бизнеса , выпускающий газету "Малый бизнес для всех", проводящий постоянную работу с предпринимателями. И, соответственно, показатели в Москве другие - близкие к европейским. В письме С. Гвоздева обращает внимание на то, что инфраструктура поддержки малого бизнеса в нашей стране в основном создана, но нет четкого взаимодействия отельных министерств и ведомств и общероссийских программ. С. Гвоздева просит Президента РФ рассмотреть вопрос о возможности координации взаимодействия всех структур власти по вопросу развития малого бизнеса на федеральном уровне . ИА "Альянс Медиа" |