25.02.2005 Бизнесу нужен федеральный закон о торговле В четверг, 24 февраля, в Торгово-промышленной палате РФ состоялась пресс-конференция председателя Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, генерального директора Московской международной бизнес-ассоциации, советника мэра Москвы Александра Борисова. В ходе пресс-конференции был представлен аналитический доклад «Современное состояние потребительского рынка России», подготовленный комитетом. Со вступительным словом к участникам мероприятия обратился вице-президент ТПП РФ Георгий Петров. Он заявил, что объем предоставленных услуг через розничную торговлю, бытовое обслуживание показывают, что в стране формируется средний класс, который является «основным двигателем потребительской мощи РФ». Именно этот фактор может явиться отправной точкой экономического роста, так как потребление всегда является основой для производства, считает Г. Петров. По его словам, сегодня на рынке появились новые инструменты финансового и экономического развития, такие как факторинг, франчайзинг, лизинг и т.д., что несомненно будет способствовать развитию экономики. Особо успешно, подчеркнул Г. Петров, развивается сфера услуг, основой которой является малый и средний бизнес. «Мы видим, насколько важная роль принадлежит этому сектору в экономическом развитии и росте, в решении социально-политических задач, стоящих перед нашей экономикой», - сказал Г. Петров. Он поздравил комитет с подготовкой доклада о современном состоянии потребительского рынка РФ и выразил надежду на сотрудничество с федеральными органами власти в этом отношении. А. Борисов подробно рассказал о выводах, которые были сделаны при подготовке доклада. Так, по его словам, основные стратегические задачи государства – повышение качества жизни населения, обеспечение высоких темпов экономического роста – прямо или косвенно пересекаются с проблемами развития потребительского рынка страны. В этой отрасли занято около 11 млн человек, при этом уровень износа основных фондов не превышает 30%. Кроме того, здесь высок уровень нового строительства, оцениваемый в 70-75% вновь вводимых торговых площадей. Как сообщил А. Борисов, отрасль также отличается высокой долей частной собственности, оцениваемой в 96%. В последние годы предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг производят 20-23% ВВП России. Официальная оценка объема розничной торговли в 2004 году – 180 млрд долларов, однако, по оценкам независимых экспертов, потребительские расходы россиян были чуть ли не в 2 раза больше, сообщил А. Борисов. Он подчеркнул, что поскольку велика доля теневого оборота, реальные объемы потребительского рынка неизвестны. Основной выводо исследования, по его словам, таков: зависимость роста экономики России от мировых цен на нефть и ее экспорта в предстоящие годы будет ослабевать, а главным двигателем роста станут потребительские расходы и накопление капитала. А. Борисов заявил, что Россия стала частью всемирного общества потребления. «Серьезное превращение нашей страны в этом плане уже произошло», - считает он. Однако для того, чтобы управлять процессами в экономике, необходимо четко знать состояние потребительского рынка. Президент ММБА подчеркнул, что в России сектор потребительского рынка и услуг развивается хаотично, государство отстранилось от его регулирования, передав регулирование на уровень муниципальных властей. МЭРТ РФ, отметил А. Борисов, считает, что сектор потребительского рынка и услуг регулируется рынком. Тем не менее, без официально закрепленных полномочий, без закона о торговле передавать управление этим сектором на муниципальной уровень нельзя, считает А. Борисов. По его словам, сегодня представители бизнеса говорят о том, что необходим закон о торговле. В настоящее время сферу потребительского рынка регулируют около 600 подзаконных актов, в то же время существуют "пустоты, где деятельность участников рынка никак не регулируется, что вызывает огромное количество проблем". А. Борисов заявил, что, несмотря на все эти факторы, в 2005 году потребительский рынок будет развиваться и расти, продолжится рост потребительского кредитования, развитие инфраструктуры. Победителями, по его мнению, окажутся те, кто уже сегодня вкладывает деньги в развитие инфраструктуры, подготовку кадров, работу с новейшими технологиями. Летний банковский кризис, по его словам, привел к тому, что люди сняли с депозитов и не вернули в банки около 300 млн долларов. Эти деньги пойдут в потребительский рынок, считает А. Борисов. Он также отметил, что, как показало исследование, для среднего класса в России цена товара уходит на второй план, определяющими факторами становятся условия покупки, богатый ассортимент и т.д. Тему пресс-конференции продолжил Анатолий Кочетков, заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы. Он подчеркнул, что приоритетным направлением развития потребительского рынка и услуг становится переход от количества объектов потребительского рынка к качеству обслуживания клиентов. Москва, по его словам, сегодня дает около трети всего товарооборота РФ, приняты ряд программ и постановлений, определяющих политику города в сфере развития потребительского рынка на ближайшую перспективу, теперь все зависит от их реализации. Надежда Кузнецова, сотрудница МЭРТ РФ, заявила, что согласно ФЗ №135 развитие торгового, бытового и иных видов услуг является предметом работы местных органов власти. То есть, в соответствии с эти законом, федеральный центр снял с себя полномочия по организации работы на потребительском рынке страны. На уровне МЭРТ, по ее словам, существует единственный в стране отдел национальных счетов, прогноза услуг и внутренней торговли. «Было бы неверно заявлять о том, что МЭРТ сегодня совсем не занимается потребительским рынком, - сказала Н. Кузнецова. - Указанный отдел занимается мониторингом развития потребительского рынка и услуг, прогнозом развития потребительского рынка страны на макроуровне". Однако, подчеркнула она, используемые статистические данные зачастую занижены и за счет существования теневого сектора в экономике реальные масштабы развития потребительского рынка и услуг значительно выше официальных оценок. «На сегодняшний день мы не владеем информацией о балансе состояния потребительского рынка», - заявила она. Н. Кузнецова также подчеркнула, что в рамках МЭРТ создан Экспертный совет по торговле и бытовым услугам, в состав которого вошли лучшие специалисты потребительского рынка и услуг. Участники мероприятия подчеркивали, что потребительский рынок товаров и услуг – динамично развивающаяся отрасль экономики. Однако реальные темпы роста этого сектора пока оценить невозможно из-за значительной доли теневого сектора. Так, по мнению А. Борисова, около 61% торговли находится «в тени». Эксперты пришли к выводу, что необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую потребительский рынок, так как она не отвечает запросам рынка. В частности, участники мероприятия говорили о необходимости подготовки федерального закона о торговле, который должен быть компактным и где необходимо прописать разграничение полномочий, чтобы полномочия местных органов власти по развитию потребительского рынка товаров и услуг были закреплены законодательно. По словам А. Борисова, комитет уже обратился к президенту ТПП РФ с просьбой поддержать инициативу разработки такого закона. ИА "Альянс Медиа" |