26.01.2007  Москва: регионы интересуются опытом столицы в деле поддержки малого бизнеса

   Российским регионам интересен опыт Москвы в деле поддержки малого бизнеса. Это показал прошедший 26 января в Центральном доме предпринимателя семинар на тему «Инфраструктура поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Состояние, проблемы, перспективы». На мероприятии выступили руководители столичных структур, занимающихся поддержкой МБ; они проинформировали собравшихся о том, что делается в городе в этой сфере.
   Открывая семинар, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, советник мэра и правительства Москвы Александр Иоффе заявил о том, что многие предприниматели в один голос твердят о том, что "главное - не помогать малому бизнесу, а не мешать ему". "Однако фраза эта звучит чаще всего от тех, кто уже стоит на ногах", - добавил он. По словам А.Иоффе, малых предприятий в России до сих пор немного: всего 900 тыс., тогда как необходимо как минимум в пять раз больше!
   А.Иоффе высказал категорическое несогласие с позицией некоторых власть имущих - "пусть малый бизнес растет, как трава". "Недавние примеры - на алкогольном рынке, на туристическом - показали, как легко уничтожить МБ. И нет ни одной развитой страны, где бы государство не занималось активной и всесторонней поддержкой бизнеса", - считает он. По его мнению, важнейшие факторы, способствующие эффективному развитию предпринимательства, таковы: понимание идеологии МБ и его роли в жизни общества; политическая воля государства, помогающая воплотить ее; концепция государственной политики, адаптированная к текущим условиям; законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, а также федеральные, региональные, местные, отраслевые программы, направленные на развития МБ; и, конечно, специальные механизмы реализации этих программ.
   Помимо этого, А.Иоффе назвал основные направления, по которым должна реализовываться поддержка МБ. Это государственно-общественное содействие (когда власть создает программы, дает ресурсы); финансы; нежилые помещения; информационное обеспечение бизнеса; помощь в расширении деловых связей; подготовка и переподготовка кадров; определение приоритетных отраслей.
   Руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Михаил Вышегородцев подробно рассказал о финансовой и имущественной помощи, которую оказывают предпринимателям власти. Важнейшее достижение – то, что в прошлом году начал свою работу столичный Фонд содействия кредитованию малого бизнеса. Механизм его действий таков: при обращении предприятия за кредитом в коммерческий банк – один из десяти, с которыми сотрудничает фонд, предоставляется недостающее залоговое обеспечение. «Плюс такой системы в том, что предприниматель, минуя чиновника, идет напрямую в банк», - пояснил министр. Он сообщил, что уже с этого года фонд станет региональным, то есть будет обеспечивать финансовую поддержку не только московскому бизнесу.
   Если содействие кредитованию доступно тем предприятиям, которые работают на рынке не менее полугода, то для начинающих предпринимателей основана еще одна структура – Московский венчурный фонд. М.Вышегородцев подчеркнул, что здесь речь идет в первую очередь о поддержке инновационных идей; он напомнил, что в 2006 г. были профинансированы 4 проекта на общую сумму 200 млн рублей. Однако есть и заминки: по признанию главы ДПиРМП, власти не очень довольны работой управляющей компании МВФ. «Мы ждем от нее более активной работы», - объяснил он. Кроме того, министр заявил, что процент отсева предлагаемых к финансированию проектов очень велик. «Впору говорить о том, есть ли вообще сейчас интересные заявки», - сказал М.Вышегородцев.
   Существует и еще один сектор финансовой поддержки – пока в Москве не освоенный. Это микрофинансовые агентства. В настоящее время готовится приказ Минэкономразвития РФ, где будут содержаться нормы, позволяющие таким структурам появляться. «Думаю, для Москвы микрокредитование не так актуально, как для регионов. Но этот рынок мы освоим», - сообщил руководитель ДПиРМП. Он добавил, что если коммерческие банки неохотно откликнутся на этот призыв, то сеть микрофинансовых агентств может быть создана департаментом совместно с МЭРТ.
   Что касается имущественной поддержки малого бизнеса в Москве, здесь власти тоже сделали уже немало. В частности, министр высоко оценивает идею строительства деловых центров для малых предприятий по принципу соинвестирования. Он напомнил, что в каждом административном округе столицы выделяется по 5 участков для реализации таких проектов; всего 10% площадей будет забирать себе город – в качестве компенсации за разработку всей исходно-разрешительной строительной документации. Таким образом, через 3 года в каждом округе появится не менее 100 тыс. кв. м нежилых помещений для МБ. Путем нехитрых вычислений получается, что это означает 1 млн кв. м площадей во всем городе – не считая технопарка «Нагатино-ЗИЛ» (еще 1 млн кв. м). «Необходимо отметить, что одно предприятие сможет инвестировать в строительство не более, чем 500 кв. м», - добавил М.Вышегородцев.
   Что касается столичных технопарков, развитием которых также активно занимаются городские власти, то в скором времени на заседании московского правительства будет рассмотрен вопрос об утверждении концепции их функционирования.
   В завершение своего выступления министр сообщил, что в конце минувшего года утверждено распоряжение ДПиРМП о том, что всего в Москве на сегодняшний день функционирует 60 организаций, составляющих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства.
   В свою очередь, председатель Комитета ТПП РФ по развитию малого и среднего бизнеса, генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков в ходе выступления сообщил, что в начале февраля из Правительства РФ выйдет проект федерального закона «О малом бизнесе», после чего он будет направлен на рассмотрение Государственной думы РФ. Что касается инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионах, он остановился на трех основных моментах. Во-первых, необходимо отследить качество предоставляемых ею услуг; во-вторых, определить, каким образом отслеживать непредвзятость ее работы; и в-третьих, проработать механизмы поддержки начинающих компаний, считает В.Ермаков. По его мнению, свою роль здесь обязательно должны играть общественные организации предпринимателей.
   С этим согласен и А.Иоффе. Ситуацию он видит как замкнутый круг. «Пока общественные организации не наберут критическую массу членства, к нам не будут прислушиваться. А пока к нам не прислушиваются – не будут идти предприниматели», - считает он.
   О других формах поддержки МП рассказала президент МА «Система межрегиональных маркетинговых центров» Елена Емельянова. На ее взгляд, помощь в развитии бизнеса зиждется на четырех основных «столпах» - это обучение, консультационные услуги, информационное обеспечение и финансовая поддержка. Необходимо выстраивать консалтинговую структуру.
   «В Москве мы пошли по пути так называемых «подсистем» в административных округах», - сказала Е.Емельянова. Она пояснила, что к таковым относятся центры развития предпринимательства, которые предоставляют свои услуги по большей части начинающим предпринимателям, и территориальные агентства развития предпринимательства, куда чаще обращаются те, кто более твердо стоит на ногах. Также она упомянула о том, что ведется Реестр субъектов малого предпринимательства столицы. Членство в нем добровольное и бесплатное, а свидетельство дает ряд привлекательных льгот. В окружных ЦРП работают кабинеты охраны труда, где можно получить информационные материалы по этой сфере; сервисные центры ЖКХ, которые помогают с заполнением конкурсных заявок. Все эти услуги для предпринимателей бесплатны. ТАРПы же за свои услуги берут деньги, однако размер этих средств несопоставим с тем, что требуют в коммерческих структурах. В ТАРПах квалифицированные специалисты помогают с составлением бизнес-плана, получением лицензий, оформлением документов на тендер и т.п.
   По мнению главы Системы ММЦ, расширению деловых связей между предпринимателями, помимо выставочно-ярмарочной деятельности, должны помочь коллективные бренды, завязывание субконтрактных отношений, маркетинговая поддержка, а также обмен опытом – а именно, деловые миссии в регионы.
   О таком механизме, как субконтрактация, вкратце рассказал директор Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства Артем Киселев. Он отметил, что эта сфера может быть интересна тем, кто работает в области промышленного производства. Субконтрактация представляет собой вид производственной кооперации. Это способ организации производства, использующий разделение труда между предприятием и субподрядчиками. С его помощью предприятие может избавиться от ряда издержек, сосредоточив усилия на приоритетных задачах – к примеру, на обновлении модельного ряда своей продукции.
   О подходах к подготовке и переподготовке кадров для малого бизнеса рассказал в ходе семинара ректор Академии менеджмента и рынка Вениамин Каганов. Он ответил на многочисленные вопросы представителей регионов - не только о кадрах, но и о том, как подходить к созданию бизнес-инкубаторов, кто и как будет управлять их дестельностью, чем они отличаются от технопаркиов. По его словам, к концу года в России должно появится 109 бизнес-инкубаторов, однако есть недоработка - запустив соответствующую программу, Минэкономразвития не обеспечило регионы методикой по ее реализации, и над этим придется еще поработать.
   Наконец, об информационной поддержке предпринимательства подробно рассказал генеральный директор НДП «Альянс Медиа» Марк Аранович. По его словам, в информационный портал поддержки МП сегодня входят 42 сайта, между которыми налажена доступная система навигации. Весьма интересны такие возможности, как Система дистанционного бизнес-образования с последующей очной аттестацией и выдачей сертификатов о пройденном курсе, где на сегодняшний день зарегистрированы 39 тыс. предпринимателей; деловые предложения для малых предприятий, где сконцентрированы более 200 тыс. интересных предложений; специальный проект о малом бизнесе в регионах, в рамках которого уже создан ресурс о малом бизнесе в Центральном федеральном округе. Отдельный интерес для региональных предприятий могут представлять средства массовой информации - это Лента предпринимательских новостей на портале "Альянс Медиа", где каждый день публикуются новости, интересные для бизнес-сообщества, и телевизионные сюжеты на ресурсе "Первый канал бизнеса". Кстати, в его рамках функционирует новый проект "Россия: регионы", где транслируются телесюжеты о жизни малого бизнеса в субъектах РФ.
   Выступил на семинаре и президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов. По его словам, мероприятие можно назвать своевременным и назревшим. Сегодня инфраструктура поддержки МБ слаба и находится на начальном этапе своего развития. «Программа МЭРТ является стартом. Мы должны понять, что такое инфраструктура», - сказал он.
   Что касается бизнес-инкубаторов, здесь тоже есть недоработки. «Нам дали деньги, но не дали методологии, как их создавать», - считает он. По этой причине, уверен С.Борисов, из запланированных к концу 2007 г. 100 бизнес-инкубаторов реально могут быть созданы не более 60. Он считает, что России необходимо руководствоваться опытом других стран – к примеру, Сингапура или Малайзии, где на 3-4 млн жителей уже есть 114 бизнес-инкубаторов. «Предложение в инфраструктуре должно превышать спрос», - заявил С.Борисов. Что касается технопарков, глава ОПОРЫ высказал мнение, что «они должны строиться по принципу синергетического эффекта».
   Отдельно он поднял вопрос освобождения рынков от работников, не имеющих российского гражданства. «От таких мер могут пострадать многие индивидуальные предприниматели», - считает С.Борисов.
   В ходе семинара было задано множество вопросов от региональных предпринимателей. В частности, их интересовала роль органов исполнительной власти в создании инфраструктуры поддержки МБ, а также механизмы и проблемы в создании бизнес-инкубаторов в регионах.
   Подводя итоги мероприятия, А.Иоффе констатировал, что семинар оказался весьма интересным и полезным для его участников. По его мнению, аналогичные заседания необходимо проводить регулярно, посвящая их узкоспециализированным вопросам – к примеру, развитию механизмов субконтрактации, методам финансовой поддержки предпринимателей и пр. Он упомянул еще раз и о том, что необходимо стремиться к повышению роли общественных предпринимательских организаций в стране и призвал бизнес-сообщество активно предлагать свои идеи по реализации государственных программ.
   ИА "Альянс Медиа"