31.03.2009 Антикризисная программа правительства подверглась острой критике экспертов Антикризисные меры Правительства РФ обсудили 30 марта в ТПП РФ участники расширенного совещания Совета председателей комитетов ТПП РФ. Программа антикризисных мер, представленная на сайте Правительства РФ, вызвала у руководителей комитетов ТПП РФ немало критических замечаний. Президент ТПП РФ Евгений Примаков, открывая заседание, отметил, что при обсуждении важно учитывать не только причины мирового финансового кризиса, но и собственные предпосылки, определившие падение российской экономики, необходимость скорейшего построения в России новой модели взаимоотношений всех экономических субъектов, которое будет возможно лишь при условии решения триединой задачи, состоящей в оптимизации последствий кризиса, поиске оптимального решения для подъема экономики, подчинении существующих экономических отношений инновационной модели. «Мы не сможем решить эту задачу вне тесного контакта с населением, широкими предпринимательскими слоями, властью. Программа, представленная правительством, несколько расплывчата в формулировании целей, но нельзя не отметить верную постановку на первый план социальных задач. Российской экономике нужны исключительные меры поддержки в области науки и инноваций. Нуждается в изменении и тарифно-налоговая политика, и каждой антикризисной мере необходим современный качественный контроль. Насколько известно нам, до реального сектора экономики обещанная правительственная поддержка не дошла», - заключил Е.Примаков. Председатель Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян признался, что впечатление от правительственной программы у него двойственное – с одной стороны, в ней есть детально разработанные пункты с выкладками и конкретными мерами по преодолению кризисных последствий, но с другой стороны, программа эклектична, раздробленна, единый подход, стержень в ней отсутствует. «Никакого внимания не уделено антибюрократической политике. Среди семи приоритетов важны, наверное, все, однако прописаны они, я бы сказал, с избыточными ожиданиями. Выделяемые 43,7 млрд рублей на решение проблемы безработицы являются, можно говорить вполне уверенно, каплей в море, потому что людей придётся не только переобучать, но и устраивать на работу, и средств для этого потребуется больше на порядок», - отметил А.Данилов-Данильян. Он выразил недоумение в связи с отсутствием в программе чётких мер по таможенно-тарифному регулированию. «Важен раздел об инвестициях в человеческий капитал – медицину, образование, однако общие тенденции сегодня, скорее, выглядят негативно. Ничего не делается для «посевного» финансирования предприятий. Следует помнить, что между крупным и мелким бизнесом существует огромное количество предприятий, не получающих никакой поддержки, - средних, которым переход на «упрощёнку» не грозит так же, как льготы на НДПИ, и это при сверхвысоких процентных ставках. Именно на средние предприятия пришёлся основной удар кризиса», - заметил А.Данилов-Данильян. Основным звеном антикризисных мер он считает стимулирование инвестиционного процесса, о котором программа не говорит ни слова. «Наш список мер, способствующих такому стимулированию, давно отдан в Минэкономразвития РФ, Администрацию Президента РФ. Региональные власти в десятки раз повышают ставки налога на имущество, земельный налог, однако ничего для облегчения участи средних предприятий правительством не делается, инвестиционный спрос не увеличивается», - заключил А.Данилов-Данильян. Председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, Александр Борисов считает, что данная антикризисная программа основательно запоздала – в США и Китае такие меры были представлены еще в ноябре прошлого года. «Гарантий по кредитам и поддержки внутреннего спроса у нас до сих пор нет, а десять орфографических и грамматических ошибок, которые мы нашли при изучении данного правительственного документа, неопровержимо доказывают, что он готовился в спешке и системного характера не носит. Это не программа, а перечень мер», - сделал вывод А.Борисов. Председатель Комитета ТПП РФ по вопросам социальной политики Оксана Дмитриева, согласившись с тем, что антикризисные меры в России появились со значительным опозданием, добавила, что Россия проигрывает в конкуренции на мировом рынке и может опоздать занять новые ниши, за которые борются в кризис ведущие мировые игроки. «Странная картина: в США цены не растут, а в России уже выросли на 5% с начала года. Глубина спада у нас самая большая в мире, по промышленному производству – до 30%, за исключением «нефтянки». Для нашей экономики придётся выдумать новый термин – нам не подходит «стагфляция», потому что и цены растут, и производство падает. Наблюдается резкая деградация ведущих отраслей. Небывалый рост отмечен лишь по гидравлическим турбинам, остальное упало, и видно, как самые сложные технологические отрасли просаживаются сильнее простых», - отметила О.Дмитриева. Общая стоимость антикризисной программы, подсчитала она, составляет 8 трлн 244 млрд рублей. Из них 6,5 трлн выделяется банкам и финансовой сфере, но эти деньги уже частично получены и даже успели потратиться. А вот на поддержку реального сектора экономики выделяется всего 1 трлн рублей, и это, по словам О.Дмитриевой, «деньги виртуальные». Оставшиеся 463 млрд рублей предполагается вложить в социальную защиту населения. «Я сужу так: чем больше денег, тем выше приоритет. Думаю, многим уже ясно, каковы приоритеты данного документа. Я уже не говорю о средствах, выбранных для реализации данных задач. Механизмы кормят в основном агентов цепочек, а не предприятия. Деньги, выделяемые на поддержку секторов, могут тратиться, судя по программе, на любые цели, в том числе, быть переправлены на фондовый рынок», - отметила О.Дмитриева. Председатель Координационного Совета ТПП РФ Приволжского федерального округа Дмитрий Краснов считает, что в программе «нет никакого механизма доведения средств до потребителя». «Мы предлагаем вернуться к старой конкурсной системе, потому что сегодня торгуют уже отказами от конкурса. Количество контролирующих бизнес организаций немыслимо. Сегодня нужно не только облегчение условий кредитования малого бизнеса, но широкая программа развития народного хозяйства, промышленной политики, общества в целом, а не точечные меры», - полагает Д.Краснов. Он поставил вопрос о структуре себестоимости услуг на рынке и указал на то, что сети чем дальше, тем больше диктуют малому бизнесу условия входа на рынок. Председатель Комитета ТПП РФ по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства Александр Беляков подчеркнул, что падение в лесной отрасли России превышает 30%. «Не все целлюлозно-бумажные комбинаты страны, являясь крупнейшими промышленными предприятиями, попали в «список поддержки» правительства. В условиях 95%-ной закредитованности нашей отрасли, роста тарифов естественных монополий мы предлагаем включить все ЦБК в приоритеты развития страны, вернуться к вопросу о введении инвестиционной льготы по налогу на прибыль, согласованно прийти к «замораживанию» тарифов естественных монополий, возврату предприятиям лесной отрасли НДС в течение месяца, обязательному участию государства в строительстве лесных дорог, субсидированию процентной ставки по кредитам», - огласил список мер А.Беляков. Он также предложил урегулировать сроки исполнения инвестиционных проектов, ввести мораторий на повышение природоохранных платежей, принять меры к повышению спроса на продукцию лесопромышленного комплекса, установить вменяемые нормы рентабельности на работу посредников, не корректировать в сторону уменьшения ставки ввозных таможенных пошлин на продукцию ЦБК, кредитовать лесную отрасль с такими же преференциями, как сельское хозяйство, с субсидированием 80% ставки по кредиту, установить порядок арендных платежей в зависимости от объемов реальной заготовки древесины. «Регионы, которым переданы арендные платежи, фактически сделали их оборотным налогом, оборудование купить невозможно, лизинговые ставки превышают сегодня 40%. Мы требуем, чтобы минимальная ставка оплаты труда вернулась на уровень 2008-го года», - заключил А.Беляков. ИА "Альянс Медиа" |