21.04.2008  У российских производители автотехники много конкурентов

   21 апреля на конференции, состоявшейся в ТПП РФ и посвященной развитию коммерческого автотранспорта в России, с аналитической оценкой ситуации в отрасли выступила директор экономического автомобильного журнала «Автобизнес» Татьяна Арабаджи.
   По ее словам, с 2001 года спрос на грузовики полной массой свыше 6 тонн в мире начал расти. Особенно впечатляют темпы роста этого спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, по сравнению с которыми американские и европейские показатели, еще совсем недавно лидировавшие, выглядят куда скромнее.
   «Постоянный рост цен на сырье, материалы, а также ужесточение экологических требований к автомобилям приводят к увеличению цены автомобиля. Ситуацию в России усугубляет укрепление рубля к доллару, однако потребительский спрос на автомобили растет устойчивыми темпами», - отметила Т.Арабаджи.
   По ее данным, на российском рынке лидируют пока все же российские автомобили, и абсолютным лидером продаж является группа ГАЗ, за ней следуют КАМАЗ и УАЗ.
   «Одним из перспективнейших секторов будет в ближайшее время спецтехника – машины для обеспечения работы нефтегазового сектора, лесовозы, дорожные машины и др.», - добавила Т.Арабаджи.
   В то же время парк машин нуждается в серьезнейшем обновлении: 63% автомашин России служат уже более 10 лет, и на этом фоне импорт подержанных грузовиков вырос с 2001 года в 6 раз, но еще более опережающими темпами растет импорт новых автомашин. Всего в 2007 году в страну импортировано 139 116 иностранных автомобилей.
   «Особенно хочется отметить прорыв китайских брендов HOWO и FOTON, которых импортировано примерно по 7 тысяч каждой марки. Это в основном тяжелые самосвалы, строительная автотехника. HOWO вообще является очень интересным брендом – это официальный поставщик Министерства обороны Китая и Пекинской олимпиады, и собираются эти китайские грузовики из узлов под брендами ведущих мировых производителей», - отметила Т.Арабаджи.
   Квотная политика, по ее данным, уже начинает провоцировать очереди на иностранные грузовые автомобили, подобные очередям на легковые.
   В структуре российского парка доля иностранных автомобилей увеличилась до 16,7%.
   «Надо сказать, что у российских производителей имеются свои планы насчет увеличения объемов производства и обновления модельного ряда. В частности, КАМАЗ собирается догнать таких производителей, как Scania и Volvo, ГАЗ собирается к 2012 году обновить «Газель», - подчеркнула Т.Арабаджи.
   По ее словам, экспортный потенциал России нуждается в раскрытии именно в силу того обстоятельства, что только производитель, имеющий успех за рубежом, может удержать своей сегмент и на внутреннем рынке.
   «Экспорт российских грузовиков увеличился, к сожалению, за последние годы лишь на 5 тысяч штук. Нашими основными рынками являются страны СНГ – Украина, Казахстан, но и там уже активно работают США, Япония и ЕС, хотя сказать, кому сейчас точно принадлежит тот или иной иностранный производитель, уже нельзя: на мировом рынке действуют транснациональные корпорации, под их прицелом находятся все наши бывшие республики», - сообщила Т.Арабаджи.
   Перспективными рынками сбыта российских машин являются, по ее оценкам, страны Африки и Ближнего Востока, в частности Сирия, Египет, Ангола, Афганистан. В числе постоянных импортеров российских машин остаются Польша, Вьетнам и Куба.
   «Анализируя российские проекты ISUZU, Scania, хочется задать вопрос, за счет чего пойдут продажи этих машин, которых планируется производить до 75 тысяч в год… Российский рынок автотехники разовьется, если законодательная база поставит каждого производителя, отечественного и зарубежного, в равные условия друг перед другом», - завершила Т.Арабаджи.
   ИА "Альянс Медиа"