17.04.2006  Изменения в налогообложении IT-компаний - дискриминация МБ

   В пятницу, 14 апреля, состоялось заседание комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства. В ходе заседания был рассмотрен вопрос «О состоянии нормативно-правового обеспечения информационной поддержки предпринимательства». С докладом по данному вопросу выступил директор Российской ассоциации электронных библиотек Александр Антопольский.
   По его словам, один из важнейших документов в данной сфере – законопроект «Об информации, информационных технологиях и защите информации». В январе текущего года он был принят Государственной думой в первом чтении, после чего в него было внесено большое количество поправок. А.Антопольский сообщил, что ситуация вокруг законопроекта очень напряженная, основная проблема - из документа исключено понятие «информационные ресурсы», замененное понятием «информация». Однако, подчеркнул докладчик, в РФ действует более тысячи федеральных нормативно-правовых актов, в которых используется понятие «информационные ресурсы». Понятие «информация» хотя и прописано в Гражданском кодексе РФ, но оно нечеткое в правовом отношении. А.Антопольский считает, что понятие «информационные ресурсы» необходимо вернуть в законопроект. Также дискуссионными остаются вопросы, связанные с информационной безопасностью, документированием информации и проч.
   По словам А.Антопольского, в мае состоится второе чтение законопроекта. Он выразил сомнение, что данный документ будет принят в сегодняшнем виде; более того, существует весьма авторитетная точка зрения, что его нужно возвращать к первому чтению.
   Как сообщил докладчик, первое чтение также прошел законопроект «О персональных данных», который является "очень дискуссионным". После принятия он был подвергнут радикальной правке, в результате чего из него «исчезло все то, что делало закон рабочим инструментом», уверен А.Антопольский, и когда состоится его второе чтение, неясно.
   По его словам, к представлению в Госдуму сейчас готовится также законопроект о доступе граждан к информации о деятельности органов государственной власти, разработанный МЭРТ. В настоящее время основные дискуссии вокруг него завершены. А.Антопольский считает принятие законопроекта позитивным - «это шаг к открытости государственной власти». По его словам, данный документ – наиболее полно проработанная концепция регулирования всей российской информационной сферы.
   А.Антопольский сообщил, что в конце декабря 2005 года правительственной комиссией был одобрен проект IV части Гражданского кодекса, регулирующий все законодательство об интеллектуальной собственности РФ. Эта часть ГК, по словам докладчика, интегрирует все действующие законы в данной сфере, объединяет около 10 документов, касающихся авторского права, патентного права, средств индивидуализации и проч. В ней предусматривается, в частности, регламентация системы доменных имен, охрана прав на содержание баз данных, охрана результатов деятельности по сбору информации и организации баз данных, даже если эта деятельность не носит творческого характера. Этот документ, отметил А.Антопольский, подвергся значительной критике: «он был сделан под сильным правительственным давлением и в очень короткие сроки (4-5 месяцев), следовательно, в нем много пробелов».
   В 2005 году также была начата работа по созданию информационного кодекса. По замыслу создателей, он должен объединить многие законы, связанные с регулированием информации в стране, в частности, законы и законопроекты об электронной цифровой подписи, об электронной торговле, электронном документообороте и проч. Сейчас идут дискуссии по составу кодекса. При Госдуме создана рабочая группа, и в июне должен появиться его первый вариант, сообщил А.Антопольский.
   Кроме того, по его словам, разработана Концепция правовой политики ТПП РФ на период до 2008 года. Одна из ее глав касается информационной поддержки предпринимательства. Основные вопросы, которые необходимо решить, по мнению авторов концепции, - регламентация информационных прав и обязанностей органов государственной власти; регламентация электронного документооборота; защита информации; определение правового статуса информационных ресурсов; упрощение контроля и лицензирования в данной сфере; охрана интеллектуальной собственности; регламентация электронной торговли и проч.
   Также А.Антопольский сообщил о предполагаемых поправках в Налоговый кодекс РФ, которые предусматривают льготный режим налогообложения для IT-предприятий и введение для них единой ставки налога на прибыль в размере 6%. Также этот законопроект вводит аккредитацию таких компаний, что, по мнению А.Антопольского, противоречит тенденции последних лет - ограничении сфер применения лицензирования. Он считает, что если и стоит вводить аккредитацию, ею должен заниматься не государственный орган, а специализированная организация. Самым спорным в данном документе, полагает А.Антопольский, является то, что льготы, предусмотренные законопроектом, распространяются только на компании с численностью сотрудников не менее 100 человек, таким образом, законопроект ориентирован на крупный бизнес, хотя, напротив, такая поддержка нужна прежде всего малому предпринимательству.
   Выступая в ходе обсуждения, председатель комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства Александр Иоффе коснулся последнего представленного А.Антопольским законопроекта относительно изменений в НК РФ. По его словам, данный документ направлен на поддержку крупных компаний, которые будут заниматься «офшорным программированием», так как одним из критериев перехода на предусмотренную законопроектом льготную систему налогообложения является то, что не менее 70% услуг таких компаний будет оказано иностранным потребителям. Кроме того, по мнению А.Иоффе, странными являются и ограничения по численности предприятий: льготы предоставляются компаниям с численностью сотрудников более 100 человек, хотя в среднем в таких компаниях работают менее 50 человек. «Небольшим компаниям предлагается закрыться и влиться в крупные- это призыв к монополизации рынка «офшорного программирования», по сути, это борьба с малым бизнесом», - заявил он. Также неясно, почему льготы предлагаются только для экспортно ориентированных IT-компаний, тогда как поддержка необходима и тем, кто ориентирован на внутренний российский рынок, отметил А.Иоффе
   Он сообщил, что в целом комитет ТПП поддерживает данный законопроект, однако у него имеется к документу ряд принципиальных замечаний, связанных, в частности, с дискриминацией малого предпринимательства.
   ИА "Альянс Медиа"