16.01.2007  2006 г. стал переломным для экономики

   2006-й год стал переломным для российской экономики. Об этом заявил президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков, выступая на заседании "Меркурий-клуба" 12 января 2007 года.
   По его словам, ушедший год стал переломным, поскльку именно в этом году был переломлен целый ряд стереотипов, которые навязывались нашему обществу начиная с девяностых годов.
   Во-первых, сказал Е.Примаков, наконец-то окончательно отброшена идея о том, что даже на заре рыночного хозяйства, до создания развитого цивилизованного рынка, можно обойтись без решительного государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.
   Позиция либералов-догматиков заключается в том, что роль государства должна ограничиваться лишь макрорегулированием и нет никакой необходимости в государственных вложениях в реальный сектор экономики, напомнил Е.Примаков. В качестве примера он привел возражения Минфина против создания инвестфонда, т.е. против целенаправленного финансирования из госбюджета для тех проектов, в которых испытывает нужду страна.
   «Лишь настойчивость, проявленная Минэкономразвития, вступившего в конфликт с Минфином, привела к тому, что этот фонд все-таки появился на свет», - напомнил Е.Примаков. Он также отметил, что разъединение в 2006 году "тандема" Минфина и МЭРТ, отстаивавшего в прошлом идею кардинального вытеснения государства из экономики, стало значимым свидетельством того, что действительно произошел перелом.
   Во-вторых, в прошлом году прозвучали слова президента В.Путина о том, что сырьевой экспорт при высоких мировых ценах на экспортируемые ресурсы должен служить развитию экономики и повышению уровня жизни россиян, напомнил Е.Примаков. Он назвал это «свидетельством перелома той тенденции, которая рьяно отстаивается теми, кто заявлял, что ни копейки из средств стабилизационного фонда нельзя тратить внутри России, так как это приведет к взлету инфляции».
   Возражая против доводов главы Минфина А.Кудрина, Е.Примаков указал, что даже при анализе данных, приведенных в статье А.Кудрина в журнале «Вопросы экономики», где показываются цели использования средств стабфондов иностранных государств, «становится ясно, что во всех этих странах без исключения средства фондов так или иначе становятся источником финансирования национальных экономик».
   «Думаю, что в 2007 году уже не восторжествует позиция тех, кто считал, что невозможно тратить средства, накопленные в стабфонде, даже на создание транспортной инфраструктуры России, где 50 тысяч населенных пунктов не имеют связи с магистральными дорогами. Или на покрытие той части бюджетных доходов, которая сократится при снижении налогов на наукоемкое производство, обрабатывающую промышленность и малый бизнес», - считает Е.Примаков.
   Перелом произошел и в том, что выросло число тех, кто понимает: снижение налоговой нагрузки по этим направлениям будет способствовать необходимому изменению структуры российской экономики, приведет к дополнительному ее росту и, в конечном счете, увеличит поступления в бюджет, подчеркнул глава ТПП.
   В-третьих, отметил Е.Примаков, в 2006 году произошел решительный поворот к социально ориентированной экономике. Имеются в виду четыре национальных проекта, выдвинутых президентом В.Путиным, - по здравоохранению, образованию, жилищному строительству и развитию сельского хозяйства.
   В-четвертых, в 2006 году началась борьба с коррупцией. «Не могу сказать, что она уже преодолела "выборочный" характер. Но даже отстранение от дел некоторых коррупционеров высокого ранга, уголовное преследование лиц из среднего звена аппаратчиков вселяет надежду, - считает Е.Примаков. - Надежду усиливают слова В.Путина о том, что опаснейшим злом стало сращивание чиновников всех уровней с бизнесом». Если в 2007 году за этими словами последуют решительные шаги, то это лишит коррупцию в России ее питательной среды.
   Экономические достижения 2006 года несомненны, подчеркнул глава ТПП РФ. Уже в течение целого ряда лет продолжается экономический рост, составляя почти 7% ВВП, что намного выше среднемирового уровня. Причем рост российской экономики происходит без существенных спадов и держится значительный период времени. Инфляция впервые не вышла за пределы 10%. Рекордно выросли золотовалютные запасы страны. Поднялся жизненный уровень населения.
   «Я думаю, что все эти позитивные итоги во многом связаны именно с тем, что происходит перелом тенденций, заложенных в девяностые годы», - заявил Е.Примаков.
   Тем не менее неправильным было бы считать, что Россия уже достигла такого рубежа, когда государственная роль в экономике нивелируется, считает Е.Примаков.
   Он напомнил, что в 2006 году наряду с успехами проявился ряд диспропорций, требующих принятия серьезных государственных мер по их ликвидации.
   Во-первых, несмотря на позитивную экономическую динамику не наметился выход России из демографического кризиса. Он проявляется как в сокращении всего населения, так и в быстром оттоке людей из важнейших в экономическом отношении регионов России - Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. По мнению Е.Примакова, необходим системный, комплексный план развития этих регионов, разработанный и контролируемый государством.
   Во-вторых, развитие экономики в 2006 году привело к высокой динамике потребления, однако рост потребления происходит при сохранении низкой конкурентоспособности продукции российской промышленности. Такой дисбаланс стимулирует дальнейший рост импорта, который значительно превышает темпы роста отечественной промышленности.
   Вклад оптовой и розничной торговли в ВВП составил в прошлом году более 35%, при этом произошло снижение в ВВП доли промышленности, напомнил Е.Примаков. Поэтому остро встал вопрос конкурентоспособности отечественного производства. «А достичь этого можно только через перевод промышленности на инновационные рельсы. И здесь без серьезного государственного вмешательства не обойтись», - подчеркнул глава российской ТПП.
   По его словам, за последние годы в России был совершен настоящий прорыв: созданы с финансированием из бюджета инвестиционный фонд, венчурный фонд, особые экономические зоны, планируется образование государственной корпорации развития, которая будет специализироваться на финансировании долгосрочных инвестиционных проектов, в том числе экспортной ориентации. Однако вместе с тем очевиден незначительный масштаб использования созданных инструментов для инновационной активности. «В России, например, создаются всего четыре технико-внедренческие зоны. В Китае - для сравнения - 57 зон такого профиля», - напомнил Е.Примаков.
   Инновационный путь развития становится для России остро необходимым и в связи с тяжелой демографической ситуацией, добавил он. Такая ситуация приводит к сокращению предложения трудовых ресурсов, а это может преодолеваться лишь за счет интенсификации труда, повышения его производительности, что невозможно без технико-технологического прогресса.
   Третья диспропорция: при некотором сокращении числа людей, живущих за чертой бедности, сохраняется и даже увеличивается разрыв между 10 процентами населения, имеющими самые большие доходы, и 10 процентами, которые получают самые низкие доходы. По данным Росстата, растет объем денежных доходов у этих наиболее обеспеченных граждан при неизменности объема доходов у менее обеспеченных. Значит, основную выгоду от экономического роста получают именно богатые. «Это тревожная тенденция. Она далеко не способствует социальной стабильности в России», - отметил глава ТПП РФ. Причем, добавил он, бедные в России - это работающие по найму. Между тем дешевизна рабочей силы создает незаинтересованность в технико-технологическом прогрессе.
   Еще одной крупной диспропорцией Е.Примаков назвал то, что при развитии федерализма в России сохраняется, по сути, финансовая система унитарного государства. «Причем если еще несколько лет назад можно было это оправдать или объяснить стремлением сохранить территориальную целостность страны, использовать финансовые потоки из центра в регионы как средство укрепления единого государства, то после того, как была выстроена политическая вертикаль путем назначения губернаторов, такое объяснение теряет смысл», - считает он.
   Во всех федеративных государствах политическая централизация подкрепляется ростом экономической самостоятельности субъектов федерации, однако преобладающая часть российских регионов направляет в центр большую часть собранных на месте налогов, а сами полностью зависят от трансфертов и субвенций из федерального центра. Такие методы не устраивают ни субъекты-реципиенты, ни субъекты-доноры.
   Кроме того, Е.Примаков перечислил целый ряд иных диспропорций в экономике РФ, среди которых:
   - замедление темпов роста экспорта нефти и других видов сырья не компенсируется наращиванием экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости;
   - при необходимости обеспечить высокий и устойчивый экономический рост отсутствует система долгосрочного кредитования под приемлемый процент;
   - рост иностранных инвестиций ограничивается сравнительно узкой областью - сырьевой;
   - одна из самых богатых стран по энергоносителям в разы отстает по эффективности использования энергии;
   - отсутствует механизм, надежно защищающий от монопольного ценообразования;
   - высокий интеллектуальный потенциал несопоставим с его крайне небольшой отдачей, которая составляет лишь половину процента наукоемкой продукции и новейших технологий на мировом рынке;
   - проявляются серьезные недостатки механизма принятия решений - правительство заранее знает об автоматической поддержке парламентским большинством всех внесенных им в Госдуму законопроектов. Самый яркий пример этого - закон о монетизации льгот, серьезные недоработки которого негативно сказывались и в 2006 году, особенно по обеспечению льготников лекарствами.
   «Можно прийти к выводу, что в целом 2006 год был успешным для России. Превалировали положительные процессы в экономике, политике. Но еще контрастнее обозначились и нерешенные проблемы, определенные диспропорции. На них необходимо обратить самое пристальное внимание в наступившем 2007 году особенно потому, что он будет отягощен предвыборной обстановкой», - подвел итог президент ТПП РФ.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской газеты"