15.08.2008  Московская область: ТПП изучила потребности предпринимателей

   Одним из объединяющих центров и активным лоббистом предпринимательских интересов в Подмосковье выступает Торгово-промышленная палата Московской области. Палата объединяет на добровольной основе торгово-промышленные палаты областных муниципальных образований и межрайонные ТПП (их насчитывается 26), а также около 2000 организаций и предпринимателей, заинтересованных в деятельности ТПП МО.
   В июле были подведены итоги социологического исследования, целью которого стал анализ потребностей предпринимателей для разработки стратегии работы областной ТПП. Среди них 54% - представители малого бизнеса, 28% - предприятия среднего и крупного бизнеса, а также представители структур поддержки малого и среднего бизнеса. Основной рынок сбыта продукции у респондентов составляют Москва и Московская область (60%), а также регионы РФ (38%).
   Главные трудности на пути развития МСП в Подмосковье, по мнению большинства опрошенных предпринимателей, связаны с бюрократией, несовершенством законов и чрезмерно высокой арендной платой. Гораздо в меньшей степени предпринимателей на данный момент волнуют проблемы рейдерства или недостатка оборудования и сырья.
   Предпринимательский климат в Московской области неоднороден, что выявил параллельный опрос социологов Информационно-аналитического управления Московского центра развития предпринимательства при поддержке Комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства для Дмитровской межрайонной ТПП. Отмечая благоприятные перемены в бизнес-условиях на территории своего муниципального образования за последние год-два в целом и соглашаясь, что нужно продолжать бороться с бюрократией и совершенствовать законодательную базу, дмитровские предприниматели посчитали не менее значимым заняться урегулированием вопросов платы за энергоносители (80% респондентов) и решением все обостряющейся проблемы дефицита кадров (67%).
   Для борьбы с предпринимательским нигилизмом, как считают опрошенные, областная и муниципальные ТПП располагают разнообразными возможностями. Сейчас, по мнению примерно каждого второго подмосковного предпринимателя, следует сосредоточиться на более активном представительстве и защите законных интересов бизнеса в правительстве МО и Московской областной думе и активизировать реализацию мер по преодолению административных барьеров (около 45% респондентов). Одновременно большинство анкетируемых выразили готовность участвовать во встречах с представителями госструктур, в частности, Министерства промышленности и науки Московской области, Министерства потребительского рынка и услуг Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области, Комитета по развитию предпринимательства Московской области, администраций муниципальных образований Московской области. Подобное общение, по мнению 60% опрошенных, будет способствовать разработке нормативно-правовых актов, адекватных сегодняшнему процессу развития предпринимательства.
   Респондентами было указано и на необходимость усиления внимания к конкретным направлениям поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Так, 67% дмитровских предпринимателей назвали первоочередными подготовку кадров и обучение, а 40% предпринимателей Московской области в целом продемонстрировали высокую заинтересованность по участию в семинарах и тренингах и/или межрегиональных/международных бизнес-встречах. Кроме того, исследование продемонстрировало высокий настрой подмосковных предприятий на участие в разнообразных выставках в составе коллективного стенда Московской области. Свыше 40% ответивших выразили готовность участвовать в выставочных мероприятиях совместно с ТПП МО.
   Отдельным блоком в опросе рассматривался вопрос о развитии сферы услуг ТПП МО. Выявился явно выраженный запрос у предпринимателей и по области в целом, и на уровне ТПП муниципальных образований на скорейшую реализацию мер, связанных с финансовой поддержкой, в частности, с консультированием по вопросам финансовой деятельности, с правовым обеспечением и оказанием юридических услуг.
   Повышение спроса на другие услуги, предлагаемые в системе территориальных торгово-промышленных палат, часто зависит от местных особенностей и может значительно отличаться в том или ином уголке Подмосковья. Так, в областном опросе интерес к экспертизе, сертификации, оценке высказали порядка 15% респондентов, а в анкетировании, проведенном социологами Московского центра развития предпринимательства в Дмитровском районе, - 53% предпринимателей. И наоборот, рейтинг услуг по сопровождению межрегионального сотрудничества, уже получивших интенсивное развитие в Дмитровском районе, оказался здесь ниже, чем у представителей МСП в Московской области в целом. Многое определяется сложившейся структурой предпринимательской сферы, зависит от ситуации, складывающейся в той или иной рыночной нише, от географии сбыта продукции малых и средних предприятий и от других факторов. Одно можно констатировать: активность в потреблении и интерес к расширению спектра услуг растет одновременно с укреплением деловых позиций фирм на рынке.
   Проведенный опрос позволил прояснить структуру информационного обеспечения предпринимателей в Подмосковье. Большинство (73%) из них, например, предпочитают получать информацию о мероприятиях ТПП МО по электронной почте и/или регулярно посещают сайт своей палаты. Весьма популярна (40%) и информация печатных изданий муниципальных образований, телевидения «Подмосковье». Социологи Информационно-аналитического управления МЦРП в своем муниципальном исследовании дополнительно выяснили, что примерно каждый третий представитель сферы МСП считает полезной для себя информацию о системе поддержки и деятельности малого бизнеса Москвы, аккумулируемую в информационных ресурсах сети «Малый бизнес Москвы».
   Материал подготовлен Информационно-аналитическим управлением МЦРП.
   ИА "Альянс Медиа"