07.07.2005  Бизнес-сообщество сферы электронной торговли видит будущее в саморегулировании этого рынка

   6 июля в отеле «Ренессанс Москва» состоялась пресс-конференция «Электронная коммерция в России: состояние, эффективность, проблема доверия». В ходе пресс-конференции выступили: исполнительный директор Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Антон Никольский, член президиума ТПП РФ, генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации (ММБА) Александр Борисов, а также председатель правления Конфедерации обществ защиты прав потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
   В ходе пресс-конференции исполнительный директор НАУЭТ представил результаты комплексного исследования розничного сегмента российской интернет-торговли, на основе которого был составлен рейтинг интернет-магазинов, а также крупных розничных организаций, которые используют мультиканальную модель продаж. Исследование было проведено НАУЭТ совместно с CNews Analitics (РБК). А. Никольский отметил, что в будущем планируется регулярно подготавливать подобные рейтинги. По мнению исполнительного директора НАУЭТ, в настоящее время у бизнес-сообщества появилась потребность в информационных услугах такого рода, поэтому они будут востребованы.
   Говоря о методике, по которой был составлен рейтинг, А. Никольский сообщил, что за основу была взята мировая практика. В частности, использовался "коэффициент конверсии", который показывает, сколько процентов от общего числа посетителей интернет-ресурса стали его реальными клиентами. При этом он отметил, что критерии отбора участников были такими жесткими, что ряд крупных сетей интернет-торговли, например, М-видео, отказались предоставить полную информацию, поэтому их в рейтинге нет. Всего было проанкетировано 150 интернет-магазинов, которые согласились ответить на вопросы анкеты (всего было разослано 500). По итогам рейтинга в тройку лидеров вышли parter.ru, "коэффициент конверсии" которого равен 17, sendflowers.ru (16), planetashop.ru (12).
   А. Никольский отметил, что по итогам текущего года также будет составлен рейтинг, но в расширенном варианте. В частности, в критерии оценки будут включены такие аспекты, как качество товаров и обслуживания, оборачиваемость и сроки исполнения заказов. «Это будет переходом от количественных критериев к качественным», - пояснил он.
   В качестве приоритетного направления деятельности НАУЭТ А. Никольский назвал составление типового регламента работы интернет-магазинов, где будут прописаны предмет и порядок заключения договоров розничной купли-продажи, порядок оплаты и доставки товаров, гарантийное обслуживание и т.д. Кроме того, планируется построение системы добровольной сертификации профессиональных участников рынка электронной торговли. Причем сертификация будет платной. В заключение А. Никольский сообщил, что в настоящее время формируется также система сбора жалоб и претензий покупателей.
   Александр Борисов в своем выступлении отметил, что электронная торговля является частью потребительского рынка. Последние три-четыре года, по словам А. Борисова, благосостояние российского населения растет темпами в 8-10% в год. Кроме того, активно увеличивается товарооборот розничной торговли, темпы роста которого составляют 10-12%. В 2003 году товарооборот розничной торговли был равен $ 150 млрд, в 2004 году - $ 186 млрд. По мнению генерального директора ММБА, в текущем году эта тенденция продолжится и объем товарооборота по стране будет выше $ 200 млрд, а темпы роста отрасли превышают темпы роста ВВП.
   А. Борисов заявил: «Роль торговли, на взгляд ТТП РФ, недооценивается руководителями экономического блока правительства». Он пояснил: проблема заключается в том, что, по мнению главы МЭРТа Г. Грефа, торговля - рыночная отрасль, которой не нужно регулирование и ответственность за нее передается на региональный уровень по принципу «пусть все развивается само собой». А. Борисов, в свою очередь, выразил мнение, что такая позиция приводит к отсутствию стратегических планов развития. При этом он подчеркнул, что данная отрасль создает 23% ВВП.
   Электронная торговля, по словам А. Борисова, демонстрирует бурные темпы роста: в 2004 г. он составил 40%. Что касается объема оборота электронной торговли, то он равняется $ 600 млн. При этом мировой опыт показывает, что в среднем объем оборота электронной торговли составляет 15% от всего валового объема торговли. "Перспективы у нас замечательные, - отметил генеральный директор ММБА. - Но для этого нужны дополнительные меры". В частности, по мнению А. Борисова, необходимо доработать нормативно-правовую базу, повысить прозрачность, а также решить проблему, связанную с «серым сектором». Кроме того, считает он, необходимо поднимать профессиональный уровень сотрудников интернет-магазинов.
   В свою очередь председатель правления Конфедерации обществ защиты прав потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин выделил две основные проблемы, связанные с нарушением прав потребителей в розничной электронной торговле. Первая - это недостоверная информация, размещенная на сайтах интернет-магазинов. Например, многие интернет-магазины не предоставляют данные о юридическом лице, которое непосредственно осуществляет продажу товаров. Поэтому покупателям, желающим вернуть товар, по словам Д. Янина, приходится выяснять этот вопрос, в том числе и через налоговые органы. В качестве второй проблемы он обозначил несоблюдение сроков доставки. При этом председатель правления КонфОП позитивно рассматривает создание рейтингов о состоянии розничного сегмента российской интернет-торговли. По его мнению, выстраивание системы саморегулирования отрасли пойдет на пользу как покупателям, так и бизнес-сообществу.
   В свою очередь участники пресс-конференции выразили мнение, что те действия, которые предпринимаются в настоящее время НАУЭТ и CNews Analitics, позволят в будущем выстроить эффективную систему саморегулирования в розничном сегменте электронной коммерции.
   ИА "Альянс Медиа"