12.04.2005 Малый бизнес по-прежнему дразнят гарантиями 2004 финансовый год в России был завершен с рекордно высоким профицитом. За спорами о том, как распорядиться денежными излишками, забытой оказалась почти неоприходованная статья бюджета - 3 миллиарда рублей, выделенных на государственную поддержку малого предпринимательства. Эти миллиарды не обещали дополнительной инфляционной нагрузки на казну, так как прямых бюджетных расходов не предполагали. Речь шла исключительно о программе государственных гарантий кредитования малого предпринимательства. Уже тогда многие специалисты высказывали сомнения в отношении выбранного механизма предоставления гарантий. Так, вице-президент ТПП Сергей Катырин отмечал, что документы по госгарантиям не дают уверенности, что на выходе малые предприятия получат кредиты дешевле, чем они сейчас могут получить на рынке. Тем не менее летом 2004 года программа была запущена с расчетом на реализацию в течение двух лет. Роль банка-агента отводилась Российскому банку развития (РБР) со стопроцентным государственным капиталом, главной задачей которого должен был стать тщательный отбор кандидатов на получение дешевых кредитов - в 12-12,5% при средней по России ставке в 18-20 процентов. На следующем этапе РБР предстояло для снижения кредитных ставок (или удержания их на предельно низких значениях) максимально использовать иные формы господдержки, причем, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Имелись в виду разнообразные налоговые льготы, прямое субсидирование процентных ставок по кредитам, широкое использование лизинга и иных форм рассроченного привлечения средств. Программа распространяется практически на все субъекты малого бизнеса, почти без исключений по масштабам или сфер деятельности (если не считать производство табачной и алкогольной продукции и игорные заведения). Под госгарантии должны попадать даже те 40 процентов малых предприятий, которые создавались или создаются на базе государственных хозяйствующих субъектов. Однако о переходе к этому второму этапу говорить пока рано, так как программа "зависла" на первой стадии. Минфин хранит молчание по поводу того, выделены ли в бюджете 2005 года очередные миллиарды на поддержку малого бизнеса и как обстоят дела с использованием 3 миллиардов по бюджету-2004. Более-менее внятные сведения о нынешнем положении дел с реализацией федеральной программы имеют сейчас только в Ассоциации региональных банков и в профильном комитете Государственной думы. По мнению Валерия Драганова, возглавляющего в Госдуме Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму, реальное кредитование малого бизнеса на приемлемых условиях не начнется до тех пор, пока не будет отлажен механизм распределения рисков между государством, кредитными организациями и бизнесом. Глава думского комитета убежден, что реализация программы тормозится еще и потому, что так и не сформирована правовая основа конкурсного формирования государственного и муниципального заказа, без которого у малых предприятий немного шансов на кредитование с участием того же государства. По словам В. Драганова, малый бизнес вздохнет свободнее, как только будет принят закон о так называемой кредитной кооперации, которая резко упрощает доступ к финансовым ресурсам, прежде всего, в масштабах микрокредитования. Микрокредиты в сумме до 600 тысяч рублей в настоящее время даже без соответствующей законодательной базы выдаются малому бизнесу активнее, чем два-три года назад. Уже в 2003 году, по данным Ассоциации региональных банков, кредитные кооперативы выдали на 40 процентов больше микрокредитов, чем в 2002 году. В минувшем году прибавка должна составить примерно столько же. Глава Минфина Алексей Кудрин в ходе одного из последних выступлений в Госдуме заявил, что федеральный бюджет при определенных условиях мог бы взять на себя гарантирование кредитов малому бизнесу чуть ли не в тех же масштабах. 254-е положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ним задолженности" приравняло фактически все малые предприятия к третьей категории заемщиков. Вынуждая тем самым банки гарантировать выдачу кредитов субъектам малого бизнеса как минимум в 21 процент, а во многих случаях - на все 100. Ведь у большинства малых предприятий нет ни солидного залога под кредит, ни стабильных показателей финансового состояния, ни "безгрешной" кредитной истории. В 2004 году кредитные организации впервые начали поворачиваться лицом к малому бизнесу. После летнего "кризиса доверия" многие банкиры осознали, что малые предприятия - это не только динамичный и высокодоходный, хотя и рискованный сектор финансовых операций, но и лучший инструмент для диверсификации активов. При всей привлекательности малого бизнеса для кредитора, главное, что его беспокоит, - это риск. Определить надежность заемщика в условиях крайне переменчивого российского бизнес-пространства очень сложно, и единственной подмогой тут мог бы стать институт кредитных бюро. Во всем мире кредиторы постоянно обмениваются информацией о платежеспособности заемщиков именно через кредитные бюро. Бюро не только дают информацию о получателях кредитов, но и могут предоставить относительно точный прогноз возвратности ссуд. Кредитные бюро снижают для кредиторов немалые издержки на поиск информации о потенциальном клиенте. Первый опыт кредитных бюро в России уже существует: при кредитовании малых предприятий в рамках ряда специальных программ, таких, как у Европейского банка реконструкции и развития или у Международной финансовой компании. Однако даже среди кредитных организаций лишь 7 процентов структур имеют доступ к таким программам. Среди малых предприятий этот процент еще ниже. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской бизнес-газеты" |