25.08.2005  Франчайзинг в России имеет значительный потенциал развития, но ему мешает ряд проблем

   В среду в Торгово-промышленной палате РФ состоялось заседание круглого стола на тему: «Франчайзинг – эффективный метод развития бизнеса», который был организован ТПП РФ и Московской ассоциацией предпринимателей.
   Ведущий круглого стола Сергей Марков, заместитель председателя комитета корпоративного развития МАП заявил, что франчайзинг как бизнес-механизм дает крупному бизнесу возможность получать новый импульс своего развития, а малому - участвовать в новых проектах. По его словам, потенциал развития франчайзинга в России значителен. В США, например, существует более 1500 франчайзинговых систем, в России, как сообщил С.Марков, их порядка 150, при этом ограничен перечень направлений использования франчайзинга. В основном все франчайзинговые компании в России сосредоточены в сфере общественного питания, оказания услуг и торговли.
   С.Марков предложил участникам круглого стола обсудить силу и глубину тенденций развития франчайзинга в России, обозначить круг проблем, возникающих у франчайзеров и франчайзи, обозначить пути их решения.
   Владимир Попов, вице-президент ОАО АКБ «ПроБизнес банк» поделился опытом по финансированию франчайзинговых проектов. Он рассказал, что сегодня основную часть клиентов банка составляют представители малого и среднего бизнеса. Основной смысл работы с клиентами, как сообщил В.Попов, заключается в построении долгосрочного партнерства между клиентами и банком. Цель – сделать клиента успешнее и богаче, научить его разумно тратить деньги. Банк должен предложить ему такой набор услуг, который позволит решить клиенту более 80% всех проблем клиента. «Банк становится не только кредитором, но и партнером по развитию бизнеса, консультантом», - сказал В.Попов.
   Одной из программ банка, как сообщил он, является программа партнерства «Франчайзинг», в задачи которой входит не только финансирование франчайзи, но и помощь в развитии бизнеса. Банк сначала налаживает контакты с франчайзерами и только потом через них выходит на сотрудничество с франчайзи. Благодаря установлению партнерских отношений с франчайзерами, у банка снижаются риски, возникающие при работе с франчайзи.
   На данном этапе «Пробизнес банк» намерен работать с франчайзи только через франчайзера, обеспечивая финансирование уже существующего бизнеса. Далее в планах банка, сообщил В.Попов, начать финансирование «старт-ап», то есть кредитовать бизнес на этапе его становления. При этом, отметил он, оценка бизнеса будет производиться по анализу бухгалтерской и управленческой отчетности.
   Наталья Виноградова, управляющий партнер «Эскпофар» рассказала о практике продвижения франчайзинга в регионах России. По ее словам, подобная практика складывается из двух позиций: с точки зрения брендодержателя из региона и брендодержателя из Москвы. Важное значение при этом имеют: инфраструктура города, логистика, правильное позиционирование бренда на рынке.
   Среди крупнейших городов центрального региона России отличным потенциалом для привлечения западных или региональных франчайзеров обладают только Ярославль и Рязань, считает Н.Виноградова. В Липецке и Воронеже, по ее мнению, присутствует средний класс и прекрасная инфраструктура, но города расположены далеко от крупнейших «транспортных артерий», а потому развитием франчайзинга в них, скорее всего, будут заниматься брендодержатели на местах.
   Белгород, Курск и Брянск в силу своего географического расположения привлекательны для украинских франчайзеров. Тула, как подчеркнула Н.Виноградова, имеет большой потенциал в развитии франчайзинга вследствие близости к Москве и хорошей инфраструктуры. В Калуге и Смоленске идет активное развитие производственного франчайзинга. Ситуация в Тверской области характерна появлением предприятий малого и среднего бизнеса, которые становятся франчайзерами и франчайзи.
   В Костроме, как заявила Н. Виноградова, ситуация с франчайзингом благоприятная. Большое количество "действующих в регионе инофирм и совместных предприятий говорят в пользу этого города", считает она. В Ивановской области важным фактором развития франчайзинга является специфика местной промышленности, в основном текстильной.
   О рисках в работе франчайзеров и франчайзи рассказал Андрей Шпунт, руководитель программы «Франчайзинг» ТД «Копейка». Он сообщил, что ТД «Копейка» открыл 20 магазинов по системе франчайзинга. Первый подобный магазин был открыт в 2001 году. Он напомнил, что основными принципами франчайзинга являются: единый товарный знак, единый товарный ассортимент, единая ценовая политика, единое оформление магазинов, точек продаж.
   Как заявил А.Шпунт, для франчайзи существуют следующие риски: отсутствие поддержки со стороны партнера, недостаточная или ложная информация о франшизе и франчайзере, чрезмерное ограничение деятельности, кардинальные изменения в управлении компании франчайзера, отсутствие оперативности взаимодействия с франчайзи, неэффективный выбор и развитие территорий. Не меньше рисков возникает и у франчайзера, заявил А.Шпунт. По его словам, к ним относятся: потеря репутации и имиджа, риск создания конкурента в лице франчайзи, дезинформация со стороны франчайзи, утрата конкурентных преимуществ, задержка в поступлениях средств, риск выхода франчайзи из бизнеса.
   Управляющий компании «ХИРШ - Россия», Феликс Альберт рассказал, что его компания в основном работает с малым и средним бизнесом. По его словам, основная проблема малого бизнеса в России – отсутствие его влияния в политическом смысле, в частности, на законодательство.
   По статистике, как сообщил он, 85% малых предприятий "погибают" в первый год своего создания. Причинами такой высокой "смертности" малых предприятий на этапе развития являются: отсутствие поддержки предпринимателя на разных уровнях, отсутствие у предпринимателя нужных знаний, отсутствие долгосрочного планирования бизнеса.
   Взаимоотношения франчайзера и франчайзи, как образно описал Ф.Альберт, неизменно проходят несколько стадий своего развития: "стадия ликования, стадия расплаты, стадия «Я», стадия «Я, кажется, начал понимать», стадия «Мы»". По его словам, все эти стадии франчайзи преодолевают, как правило, в первые 2 года, перешагнуть одну из стадий или избежать какой-либо невозможно. При этом 80% франчайзи после 10 лет своего существования говорят о том, что они приняли правильное решение, купив франшизу, отметил Ф.Альберт.
   Завершающим стало выступление главного менеджера Российской ассоциации франчайзинга Валерия Перкова. Он сообщил, что, по данным ассоциации, в России сегодня работает от 120 до 150 франчайзеров. В отличие от предыдущих ораторов он считает, что это «вполне нормальный показатель» для России, если учесть что франчайзинг в нашей стране начал свое развитие совсем недавно.
   В.Перков также затронул проблему совершенствования законодательства. Он подчеркнул, что во франчайзинговом сообществе пока еще нет единого мнения о том, нужно ли законодательство по франчайзингу в России. В.Перков отметил также, что отсутствует и единая терминология по франчайзингу.
   В завершение он заявил, что необходимость совершенствования существующего российского законодательства, регулирующего деятельность франчайзеров и франчайзи, уже ни у кого не вызывает сомнений. Тем не менее, В.Перков считает, что франчайзингу необходимо уходить от понятия коммерческой концессии и создавать специальное законодательство по франчайзингу.
   ИА "Альянс Медиа"