08.11.2006  Бизнес не знает о возможности хеджировать финансовые риски

   Российские предприятия могут снизить или вовсе исключить возможность финансовых рисков, как валютных, так и рублевых. Для этих целей существует ряд биржевых, а также внебиржевых инструментов, у каждого из которых есть свои плюсы и минусы. Однако в целом компании в РФ имеют довольно смутное представление о такой возможности, особенно в сфере хеджирования валютных рисков. О перспективах развития данной сферы в России шла речь в среду, 8 ноября: комитет по финансовым рынкам и кредитным организациям ТПП РФ провел круглый стол на тему «Производные финансовые инструменты и их практическое применение».
   О хеджировании валютных рисков с использованием срочных контрактов ММВБ рассказал директор департамента валютного рынка ММВБ Сергей Савицкий. Сущность валютных рисков, по его словам, сводится к потенциальным убыткам, которые может понести предприятие или организация из-за неблагоприятного изменения курса иностранной валюты по отношению к валюте национальной. Снижению таких рисков должна служить грамотная политика управления рисками, которая включает в себя выявление возможных рисков, их оценку и анализ, выработку методики снижения или предотвращения рисков, а также контроль за ее применением.
   С.Савицкий отметил, что существует три основных стратегии управления финансовыми рисками: консервативная, умеренная и рисковая. Выбор стратегии, по его словам, связан в целом со стратегией деятельности компании, то есть рисковую стратегию выбирают, как правило, компании, стремящиеся получить максимальную прибыль за минимальный промежуток времени, консервативная стратегия характерна для предприятий, основная сфера деятельность которых – производство или торговля.
   К методам минимизации валютных рисков С.Савицкий отнес хеджирование, диверсификацию и лимитирование, при этом наиболее действенным он считает хеджирование, которое позволяет практически полностью устранить валютные риски. Суть хеджирования, по его словам, сводится к достижению баланса в активе и пассиве валютной составляющей.
   С.Савицкий отметил, что предприятие может хеджировать свои риски как вне биржи, так и внутри нее. При этом использование биржевых инструментов дает компании ряд преимуществ. Так, на внебиржевые сделки с расчетными инструментами по российскому законодательству не распространяется судебная защита; биржа гарантирует проведение расчетов по фьючерсным контрактам; расходы, связанные с заключением и исполнением срочных сделок на бирже, включаются в общую налогооблагаемую базу, в то время как на внебиржевом рынке хеджерские сделки нужно специально прописывать в учетной политике организации.
   Представитель ММВБ охарактеризовал состояние рынка срочных валютных инструментов биржи. Так, наибольшая активность пришлась на май-июнь 2006 года, что было связано с тенденцией укрепления рубля, в дальнейшем активность рынка снизилась, однако очередное его оживление ожидается в последние месяцы текущего года.
   В целом, считает С.Савицкий, данный рынок в России уже сложился, средний дневной объем операций составляет 150 млн долларов, максимальный объем – 600 млн долларов. «Этот рынок пока нельзя назвать зрелым, но он уже вышел из области разовых сделок», - считает он. Хотя подход к хеджированию валютных рисков в России «примитивен», а многие предприятия вовсе не имеют представления о такой возможности, тем не менее культура хеджирования в стране начинает складываться, и эта тенденция продолжится и в течение ближайших лет, считает С.Савицкий.
   Хеджирование валютных рисков дает возможность компании проводить сбалансированную финансовую политику, которая является прогнозируемой на период операции, риски которой хеджируются.
   Руководитель группы структурных продуктов «Райффайзенбанка» Ольга Заботкина рассказала участникам круглого стола о применении так называемой «ставки-индикатора», в качестве которой используется ставка MosPrime. Эта ставка, по ее словам, характеризуется рядом особенностей. Так, она безрисковая, то есть не содержит дополнительных рисков для отдельных банков-участников, а лишь показывает риск конкретной валюты и конкретного денежного рынка. Кроме того, она «реальна», то есть банки, ее котирующие, готовы совершать сделки по этой ставке. Также она постоянно публикуется агентством «Рейтерс». Эта ставка, сообщила О.Заботкина, существует около 1,5 лет, рассчитывается на основе котировок восьми наиболее активных банков с наивысшим кредитным рейтингом.
   Данная ставка, рассказала представитель «Райффайзенбанка», используется при выдаче банковских кредитов, при операциях с облигациями, а также для целей хеджирования финансовых рисков (соглашения о будущей ставке (FRA), процентные фьючерсы, процентные опционы и процентные СВОПы).
   В целом О.Заботкина считает, что первые шаги по созданию инструментов хеджирования финансовых рисков в России сделаны, для дальнейшего совершенствования этой системы необходимо реформировать законодательство.
   ИА "Альянс Медиа"