19.03.2009  ТПП РФ: потребительский рынок не испытывает оптимизма

   Итоги 2008-го года и перспективы развития потребительского рынка в России обсудили участники конференции, прошедшей 18 марта в Торгово-промышленной палате РФ.
   Основной доклад сделал председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов.
   По его данным, в 2008 г. динамика потребительского рынка страны была положительной – открылось 70 гипермаркетов, 150 супермаркетов, более тысячи магазинов "шаговой" доступности и дискаунтеров, а рост выручки некоторых торговых сетей превысил 100%, при этом прибыль увеличилась на 300%.
   «Разумеется, сегодня состояние многих торговых сетей, несмотря на достигнутые в первых кварталах результаты, плачевно, иные дошли до технических дефолтов и банкротств», - заметил А.Борисов.
   Так же в 2008 году приобрела особую остроту дискуссия вокруг закона от торговле, три раза сменившего название.
   «Позиция комитета по данному вопросу такова: с принятием закона лучше подождать ровно до тех пор, пока не будет принята стратегия развития отрасли», - заявил А.Борисов.
   Он выразил отношение еще к одной кампании, развёрнутой против торговых сетей, якобы виновных в монополизме и повышении цен на продукты питания.
   «По-моему, всем, кроме затеявших эту дискуссию, ясно, что истинными виновниками повышения цен являются не торговые сети, а естественные монополии, ускоренный рост на тарифы которых был одобрен правительством еще четыре года назад. Повышение тарифов на свет, воду, электричество и теплоснабжение обусловил и стремительно повысившиеся издержки, - кстати, не только в торговых компаниях, но и в производственном секторе», - защитил сектор от нападок А.Борисов.
   Последним значимым признаком прошедшего года стали атаки ФНС на некоторых «сетевиков», в их числе такие группы, как «Арбат-Престиж» и некоторые другие.
   Комитет в 2009 году планирует продолжить мониторинг и анализ основных тенденций развития торговой отрасли, публикуя информационно-аналитические материалы на эту тему. Комитет будет проводить отраслевые и секторальные мероприятия, включая совместные заседания с комитетами ТПП РФ по текстильной и легкой промышленности и предпринимательству в аграрно-промышленной сфере и многими другими подразделениями ТПП РФ.
   Комитет, заявил А.Борисов, продолжит законотворческую деятельность в части работы над текстом закона о торговле на всех дискуссионных площадках, включая Общественно-консультативные советы при Министерстве экономического развития России (с 2009 г. – Межведомственная рабочая группа при Министерстве промышленности и торговли России) и Федеральной антимонопольной службе.
   «Комитет выработал свою антикризисную программу: проведена ротация членов комитета. Мы будем отстаивать достигнутый уровень взаимопонимания и сплочённости», - призвал А.Борисов.
   Среди проблем, с которыми неминуемо столкнется торговая отрасль, он указал падение внутреннего спроса, зависящего от уровня реальных доходов граждан страны, потребительского кредитования и инфляции, усиливаемой девальвацией и повышающейся безработицей: по данным Минсоцздравразвития, к концу года количество безработных превысит 7 млн человек, а согласно данным независимого эксперта Гонтмахера – 10 млн.
   Проблемой отрасли является и неэффективное управление: у 80% компаний отсутствуют планы стратегического развития, компании пользуются устаревшими технологиями ведения бизнеса, мешает закредитованность сектора.
   «Наконец, мы сталкиваемся с административным давлением – налоговым прессом Минфина и ФНС, ценовой политикой Минпромторга, Минэкономразвития, Минсельхоза и ФАС РФ, особенностями функционирования местных властей регионального и муниципального уровня.
   Преодолеть кризисные явления можно, по мнению А.Борисова, внедрением перспективных IT-технологий, CRM (цены сервис, ассортимент) и логистических методов, введением кадрового менеджмента, новых стандартов ведения бизнеса, политики финансового оздоровления и прозрачности, сокращения издержек.
   «Мы выявили, что традиционные методы экономии на персонале, факсовой связи и туалетной бумаге дают лишь до 5-10% экономии. Речь сегодня идёт о внедрении новых систем управления - это приносит до 100% прибыли. Работать надо начинать не с мысли о том, как произвести товар и накачать производство его деньгами, а с потребителя, задав себе вопрос, сколько он готов потратить на данный товар или услугу», - считает А.Борисов.
   По его словам, суммарный удельный размер всех программ поддержки спроса в России измеряется на сегодня тридцатью долларами на человека, в то время как в развитых странах эта сумма в семь раз больше.
   Эксперт в области потребительского рынка, руководитель группы по оказанию услуг компаниям потребительского рынка и транспорта компании "Делойт и Туш" Александр Дорофеев в своем обзоре мировых и российских тенденций выстроил цепочку зависимости страны от международных веяний в торговом секторе.
   Собственно, новые форматы торговли, напомнил он, появились в России в середине 90-х гг. прошлого века. Такие магазины были дорогими, их доля на рынке тогда не превышала 1%. На переломе веков, когда в мире появились первые дискаунтеры, гипермаркеты, форматы «магазинов шаговой доступности», Россия проходила эволюционный путь развитых стран форсированными темпами.
   «Перед кризисом мы были накануне этапа насыщения рынка – в том числе, может быть, мультиформатными магазинами, где потребитель, благодаря дифференцированной ценовой политике, мог выбрать не только сам товар, но и его качество, исполнение. Средневзвешенный рост потребительского рынка в России в последние годы составил 25%, причём 55% в структуре потребления составляли непродовольственные товары, среди которых наиболее весомый вклад принадлежал одежде и автомобилям. Четыре российские компании вошли накануне кризиса в список крупнейших ритейлеров», - сообщил А.Дорофеев.
   Теперь, во время сокращения потребительских расходов, отметил он, можно видеть, как неравномерно сжимается рынок – происходит отказ от необязательных покупок, сокращается их общий объем, уменьшается величина среднего чека, увеличивается спрос на товары среднего и нижнего ценового сегмента, падает спрос на товары сегмента «премиум».
   «Эти процессы сходятся с резким снижением доступности заёмных средств, значительным увеличением их стоимости, ростом затрат на импорт в результате ослабления рубля, ужесточением условий работы с поставщиками. Не скроем, что некоторые игроки пытаются перенести нехеджированные риски на потребителя, что в конечном счете снижает рентабельность бизнеса», - продолжил А.Дорофеев.
   Он предвидит, что крупным игрокам в ближайшем будущем будет сравнительно легче преодолеть трудности, но эти преимущества перед средними и малыми игроками довольно условны: если не концентрироваться на товарах «эконом-класса», давление усилится.
   «Конечно, нашей ситуацией попытаются воспользоваться крупные международные игроки. Опрашивая компании, мы выяснили, что в основном ими сейчас в качестве мер по сокращению расходов используется управление оборотным капиталом и сокращение товарных запасов. Среди инструментов, подлежащих сокращению, первыми стали сферы маркетинга, рекламы и логистики. 90% опрошенных нами считает, что худшее впереди», - заявил А.Дорофеев.
   По его прогнозу, в 2009 году никто не ждёт увеличения оборотов розничного рынка. Он останется на уровне 13,9 триллионов рублей. В 2010 же году возможно увеличение его до 14,6 трлн рублей.
   ИА "Альянс Медиа"