30.10.2007  Новосибирск: как повысить конкурентоспособность МБ на пороге вступления РФ в ВТО

   26 октября 2007 г. в Новосибирске состоялась II-ая городская конференция «Малый бизнес и предпринимательство Новосибирска на пороге вступления России в ВТО» с участием депутатов Государственной думы РФ А. Локтя, Л. Пепеляевой, С. Насташевского, советника департамента по торговым переговорам Минэкономразвития РФ В. Батанина.
   Организаторами конференции выступили Новосибирская городская торгово-промышленная палата и Сибирский аналитический центр совместно с мэрией Новосибирска и Государственной думой РФ.
   На конференции обсуждались те проблемы, которые могут возникнуть у малого бизнеса при вступлении России в ВТО, а также новый федеральный закон «О развитии малого бизнеса», вступающий в силу 1 января 2008 г.
   Пленарное заседание, проходившее в Доме ученых Академгородка, транслировалось на двух других площадках в Октябрьском и Ленинском районах города, а также на сайте мэрии Новосибирска. В режиме телемоста руководители малых предприятий и предприниматели имели возможность задать вопросы участникам пленарного заседания.
   Конференцию открыл первый заместитель мэра Новосибирска, член правления Новосибирской городской ТПП В. Воронов. По его словам, организаторы мероприятия в первую очередь ждут от предпринимателей предложений и «понимания тех проблем, которые могут возникнуть при вступлении России в ВТО». Он заявил, что мэрии важно мнение предпринимателей по поводу нового закона, его влияния на разные сферы предпринимательской деятельности, особенно на такие, как торговля или инновации.
   Присоединение России к ВТО позволит российскому малому и среднему бизнесу при решении задач использовать новые возможности (право на защиту от несправедливой конкуренции и дискриминации; свобода доступа к международному механизму разрешения споров; приток инвестиций и пр.). С другой стороны, оно будет способствовать обострению конкуренции, повышению производственных издержек, потере высококвалифицированных сотрудников и, как следствие, снижению общей конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства РФ.
   Системная политика поддержки малого предпринимательства на всех уровнях власти в России позволит повысить эффективность этого сектора экономики, считают участники конференции.
   Основой для защиты российских компаний послужит Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», предусматривающий комплекс мер, в том числе по снижению налоговой нагрузки, упрощению налогового учета, формированию особого порядка приватизации и аренды государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства.
   О ходе переговоров по вступлению в ВТО, о преимуществах и возможных последствиях этого процесса для различных сфер экономики рассказал В. Батанин.
   Россия, являющаяся важным игроком на многих мировых рынках, достаточно сильно зависит от мировой конъюнктуры и не может оставаться в стороне от ВТО. Участие России в ВТО будет способствовать устранению ее дискриминации в мировой торговле. Распространение этих правил на Россию не только повысит ее внешнюю инвестиционную привлекательность, но и сделает более предсказуемым и ясным экономический и правовой климат для российских предпринимателей.
   В настоящее время Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны.
   В настоящее время вступление в ВТО – стратегическая задача страны, однако не любой ценой, а на приемлемых для России условиях, подчеркнул дипломат В. Батанин.
   В процессе присоединения Россия должна будет взять обязательства, которые ограничат возможность увеличения импортных тарифов или закрытия рынков для иностранных поставщиков услуг. Вопрос о том, каковы будут эти обязательства, и решается в ходе переговоров.
   Президент Новосибирской городской ТПП Ю. Бернадский выступил с докладом о роли общественных объединений в развитии малого и среднего бизнеса, о развитии инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства.
   Существует ряд вопросов в сфере развития малого и среднего предпринимательства, повышения его конкурентоспособности на пороге вступления России в ВТО, на решении которых нужно сосредиточить усилия, чтобы новосибирский бизнес не потерял достаточно высокий уровень развития из-за неподготовленности к вступлению в ВТО.
   В первую очередь нужно определить степень влияния проблем: правовых, научно-образовательных, административно-хозяйственных, финансово-инвестиционных.
   По оценкам экспертов НГ ТПП, в течение ближайших 5 лет встанут более остро кадровые проблемы, социальные, управленческие и глобальные, в т.ч. применение изощренных способов недобросовестной конкуренции со стороны иностранных корпораций в отношении новых членов ВТО.
   В этом отношении базовый документ – Городская программа развития малого предпринимательства – определяет ряд целевых параметров, которые необходимо достичь к 2010 г., в т.ч. в сфере развития предпринимательства. Главное в ней – не столько рост количества малого и среднего предпринимательства (хотя количество занятых в нем должно вырасти на треть), сколько опережающий рост инвестиций в МСБ (увеличение доли в общем объеме инвестиций за 3 года на 20%).
   Доля инновационной продукции в общем объеме реализации МСБ должна ежегодно прирастать на 10%, что требует особых преференций со стороны государства.
   Многое предстоит сделать в сфере повышения правовой культуры, создания системы правовой поддержки МСБ, чтобы научить их сопротивляться явным и скрытым угорозам.
   Например, на базе Новосибирской городской торгово-промышленной палаты уже создан распределенный консультационный центр, действует общественная приемная.
   Формируются образовательные программы по повышению правовой грамотности предпринимателей, регулярно проводятся массовые бизнес-форумы.
   Особая тема – информационное обеспечение реализации предпринимательских проектов.
   Ю. Бернадский считает важным формирование на региональном уровне информационных баз данных по ключевым аспектам ведения бизнеса: материально-технические ресурсы, новые технологии, инновационные проекты, предложения инвесторов и зарубежных партнеров, системный достоверный анализ различных секторов рынка. Создание центра промышленной субконтрактации (передача локальных заказов по аутсорсингу малому и среднему бизнесу на производство комплектующих, узлов, агрегатов и оснастки) – тоже значимый организационный механизм.
   По словам руководителя НГ ТПП, эти данные не только позволят новосибирским предпринимателям оперативно и точно принимать эффективные управленческие решения, но и создадут новые возможности для завоевания более весомых позиций МСБ в России и за рубежом.
   По итогам конференции ее участниками были разработаны предложения по усовершенствованию федерального законодательства с учетом интересов малого бизнеса.
   Для решения указанных проблем и внедрения эффективных инструментов государственной политики, стимулирующих развитие отечественного малого и среднего бизнеса в рамках ВТО, по общему мнению собравшихся, необходимы дальнейшие активные действия государства и бизнес-сообщества:
   - ускорить работу по внесению изменений в действующее законодательство, стимулирующих органы власти, вести систематическую работу по созданию и совершенствованию условий для развития малого бизнеса;
   - обеспечить комплексное совершенствование законодательной базы на основе единой концепции законодательного обеспечения развития малого и среднего предпринимательства;
   - подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, позволяющие реально снизить налоговую нагрузку и упростить отчетность для субъектов малого предпринимательства;
   - принять меры, стимулирующие региональные и муниципальные органы власти развивать малое предпринимательство;
   - разработать эффективные финансово-кредитные механизмы развития малого предпринимательства с учетом распределения рисков между государством, банковскими организациями, микрофинансовыми организациями и субъектами малого предпринимательства;
   - разработать механизм выделения государственного бюджетного финансирования муниципальных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства для регионообразующих городов;
   - определить развитие сферы малого бизнеса в качестве одного из основных приоритетов региональной политики, координировать и стимулировать деятельность муниципальных образований;
   - на муниципальном уровне содействовать развитию эффективной системы инфраструктурной поддержки субъектов малого предпринимательства и др., сообщает пресс-служба НГ ТПП.
   ИА "Альянс Медиа"