17.01.2005 С.Катырин: основная тенденция в развитии малого бизнеса в 2004 году - застой В пятницу, 14 января, в Центре Международной Торговли в Москве состоялось заседание «Меркурий-клуба», на котором с докладом об основных тенденциях мирового и отечественного развития «Россия в 2004 году» выступил председатель Правления Клуба, президент ТПП РФ Евгений Примаков. По окончании заседания вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин дал интервью ИА "Альянс Медиа". В: Евгений Примаков в своем выступлении сказал о том, что для изменения структуры экономики РФ необходимо в том числе увеличение инвестиций в малый и средний бизнес. На Ваш взгляд, в какой форме должны быть эти инвестиции? С.Катырин: Я думаю, что нового ничего не надо придумывать, надо использовать все то, что существует во всем мире. Например, нужно разработать механизмы привлечения средств населения, которое оно неохотно вкладывает даже в банки, а предпочитает держать "под матрацем". Однако в первую очередь нужно стимулировать вовлечение населения в малое предпринимательство, привлекать как можно больше людей к созданию малых предприятий. Тогда они смогут использовать не только те деньги, которые у них есть, но и средства знакомых, тех, кто им сможет доверить деньги. Есть также огромные возможности использования средств, которые зарезервированы в стабилизационном фонде. Мне кажется, что их вполне можно было бы использовать через фонды поддержки малого предпринимательства, через другие инструменты с тем, чтобы они дошли до малого бизнесе, конечно, с соответствующим уровнем контроля за расходованием этих средств. В привлечении инвестиций в малый бизнес есть и ряд других направлений, в том числе и сотрудничество с международными институтами. В прошлом году Всемирный банк предложил программу кредитования малых предприятий, общим объемом 300 млн. долларов для прямых инвестиций в развитие малых предприятий. Это уникальный проект, возможно, к его обсуждению мы вернемся в этом году. Уникальность проекта в том, что это прямые кредиты под очень низкий процент, вдвое ниже, чем сегодня предлагают наши банки, и на сроки, которые сегодня малому бизнесу наши банки не предлагают – пять, семь и более лет. На этот раз со Всемирным банком будет обсуждаться возможность привлечения этих средств под гарантии уже не Правительства РФ, а под гарантии администраций регионов. Надо учесть, что сегодня большая часть средств, которые инвестируются в малый бизнес, принадлежат региональным администрациям, то есть правительствам области или республики. Как правило, они осуществляют субсидирование процентной ставки банковских кредитов малому предприятию. При этом встает довольно острый вопрос: необходимо сделать так, чтобы все эти механизмы были закреплены законодательно. Разрушение законодательной базы уже приводит к правовым казусам. Так, буквально на днях в ТПП РФ прислали бумагу из одного региона, где представлены претензии прокуратуры по выдаче кредитов малым предприятяим. Дело в том, что некоторые статьи 88 закона о поддержке МП, ныне действующего, отменены. В представлении прокуратуры содержатся претензии к администрации региона по поводу того, на каких основаниях оказывается поддержка малому бизнесу. Так можно довести до абсурда любую состоявшуюся корректировку законодательства. С другой стороны, если не будет законодательной базы, то никакие механизмы не сработают, и тогда прокуратура сможет предъявить претензии, справедливые причем, в отношении оснований траты бюджетных денег на это направление. Это претензии, которые могут предъявляться к администрациям регионов, к различным фондам поддержки малого бизнеса и т.д. Поэтому механизмы привлечения инвестиций, которые могут быть использованы, должны быть скорректированы законодательно, чтобы никто никаких вопросов не задавал, а люди работали, понимая, что все чисто и прозрачно. И самое главное: по законам, которые существуют в нашей стране, могли бы работать и российские граждане, и иностранные. Кроме того, безусловно, нужно поменять критерии для малых предприятий, желающих перейти на упрощенную систему налогообложения. Что такое 15 млн руб.? Ни одно серьезное предприятие не "влезет" в эти пятнадцать миллионов и не попадет в упрощенную систему. Конечно, критерии должны быть изменены, и я надеюсь, что в новом законе о поддержке малого бизнеса это произойдет. Сами по себе инвестиции где-то и как-то можно найти. Важно, чтобы все понимали, что это законно и не несет за собой никаких негативных последствий, ни для тех, кто эти деньги дает, ни для тех, кто их использует. В: Е.Примаков в своем выступлении сказал, что зачастую исполнительная власть игнорирует предложения объединений предпринимателей по экономической политике, внесению изменений в законодательство. На Ваш взгляд, каким может быть действенный механизм, чтобы эти предложения, в том числе ТПП РФ, не игнорировались правительством? С.К.: Непростой вопрос: как заставить, приучить к взаимодействию? Я думаю, что это этика взаимоотношений, уровень взаимопонимания, которого мы, к сожалению, на уровне России еще не достигли. Не бывает так, например, чтобы к мнению ТПП в Германии на уровне министерства не прислушались. В США тоже добровольное членство в ТПП, как и у нас, но не бывает там экономических решений без соответствующих консультаций и взаимной работы. Но, наверное, нужно какое-то время, наверное, должен быть толчок и с уровня руководства, и правительства РФ. Это касается не только проработки нормативных актов и законов, это касается и, например, концепции промышленной политики, разработанной палатой. Если она плохая, то интересно узнать, в чем. В проработке концепции участвовало много людей, и в обсуждении, и в обкатывании в регионах с губернаторами, предпринимателями, и там она была поддержана. Но если в Минэкономразвития этого не видят, хорошо бы узнать, почему. Я думаю, что культуру взаимоотношений нужно в чем-то продвигать сверху: когда министерства разрабатывают какую-то программу, законопроект было бы неплохо советоваться с предпринимателями. В то же время многие госорганы это делают. Как бы ни обижались на таможню, что она в чем-то консервативна, не так работает, но это было одно из первых ведомств, которое создало при себе консультативный совет по таможенный политике. В него входят и предприниматели, и представители таможни, там обсуждаются самые насущные проблемы. Первый вариант Таможенного кодекса за два года практически переписали, внесли около 500 поправок, и он стал ближе предпринимателям, намного лучше. Конечно, нужно было найти золотую середину - надо и "государевы интересы" соблюдать, в бюджет пополнять, границы закрывать. Но в результате ТК стал намного мягче для предпринимателей. Подобного рода советы сейчас создаются. ФАС, например, очень конструктивно настроен на работу с предпринимателями. Новый закон о конкуренции они предложили нам обсудить сами. Перед заседанием правительства мы его обсуждали, высказали много пожеланий, многие из которых были учтены. Это конструктивная работа, когда люди пытаются слушать и услышать. Но пока это не со всеми ведомствами получается. В: Какова была главная тенденция в развитии малого бизнеса в 2004 году? С.К.: Застой. Как ни печально это говорить. Без рывков, без значительного движения вперед, роста количественных и качественных показателей, без движения в законодательной базе. Несмотря на то, что не только в ТПП, но и в других организациях вопросами развития малого бизнеса серьезно занимались. Всегда всё оценивается каким-то конкретным результатом. Каких-то серьезных подвижек по количественным показателям малого бизнеса не наблюдается. Нельзя сказать, что появилась масса венчурных, инновационных предприятий. Если посмотрите статистику, то в отношении торговли и строительства она примерно сохраняется на прежнем уровне, а инновационных предприятий сильно не прибавилось. К сожалению, ничего радостного в этом плане не произошло. В: Каковы надежды на этот год? С.К.: Надежда умирает последней. У нас такая надежда есть. На мой взгляд, появилось понимание того, что нужен новый закон о малом предпринимательстве. Есть понимание необходимости работы со Всемирным банком, об этом я рассказал. Порадовали планы МЭРТ по развитию малого бизнеса. У нас есть ряд замечаний к их программе, например, что не прописана планка конечной цели и др. Однако эта программа рассчитана на развитие инфраструктуры. Порадовало, что эту программу нам представило само Минэкономразвития, его представители выслушали замечания. У нас есть надежда, что в новом году эта работа продолжится, есть договоренность, что предприниматели в рамках региональных ТПП будут следить, как на местах эта программа будет исполняться. У нас есть достаточно много заделов на новый год. А ушедший год прошел не зря, с точки зрения не статистики, а движения. Мы многое "протащили", может быть, в этом году из этого что-нибудь получится. ИА "Альянс Медиа" |