17.07.2007  В ТПП РФ обсудили роль ЧГП при реализации проектов ОЭЗ

   16 июля в ТПП РФ состоялся круглый стол «Возможности частно-государственного партнерства при реализации инвестиционных проектов ОЭЗ (технология привлечения инвестиций в многофункциональные проекты при взаимодействии бизнеса и власти)».
   Руководитель рабочей группы при Администрации Президента РФ, председатель Комитета по инвестиционной политике ТПП РФ Антон Данилов-Данильян, обрисовывая общую ситуацию с инвестированием в России, отметил, что, несмотря на неплохие результаты экономики страны в целом, есть целый ряд тенденций, которые желательно было бы преодолеть в ближайшее время, а именно – нехватку финансового капитала для инвестиционных проектов.
   «Проектов даже слишком много, и капитала также, но механизма перелива капитала в России еще не создано. Следует использовать государство как катализатор облегчения перелива финансовых средств, но не путем жесткого перераспределения, а через создание условий перелива, в том числе с помощью важнейшего инструмента – ставки рефинансирования и других финансовых инструментов. Здесь еще сделано крайне мало. ОЭЗ должны не просто регистрировать резидентов, но и делать предпринимательский климат максимально благоприятным, предоставлять резиденту хотя бы гарантии его неухудшения, формировать нормативно-правовые условия нормальной работы», – считает А.Данилов-Данильян.
   По его словам, сегодня соглашения о режиме проведения контрольно-надзорных мероприятий (проверок) в ОЭЗ еще не подписаны, а уполномоченных проверяющих органов насчитывается порядка двух десятков, и осуществлять проверки они могут в любое время с любой частотой. Размер льгот, предоставляемых резидентам, также минимален. «По сравнению с развитыми странами Россия в этом вопросе выглядит бледно», – заметил А.Данилов-Данильян.
   Он считает, что Минфин и МЭРТ «должны сделать следующий шаг» – предоставить государственные гарантии участникам инвестиционных проектов, упорядочить налоговый режим в ОЭЗ.
   На недавно прошедшем форуме "Новый бизнес новой России" инициативы ОПОРЫ РОССИИ, «Деловой России», ТПП РФ были поддержаны партией «Единая Россия». К сожалению, заметил А.Данилов-Данильян, в последний момент резко ослабил уровень участия в форуме Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).
   Президент Союза инвесторов, председатель подкомитета по инвестициям в ОЭЗ Комитета по инвестиционной политике ТПП РФ Рубен Яврян заявил, что законодательная основа ОЭЗ в основном создана, и сегодня нужна скорее активизация частного бизнеса, создание условий для диалога с международными структурами для интеграции России в мировую экономику. Важными направлениями деятельности Союза инвесторов Р.Яврян считает создание дорожной инфраструктуры, использование новых технологий в электроэнергетике, стимулирование транспортных потоков.
   «Из 87 субъектов РФ лишь 17 являются инвестиционно привлекательными!» – заметил он.
   Р.Яврян полагает, что назрело принятие закона о концессиях. Регионы, по его мнению, нуждаются в развитии сервиса на местах, это касается институтов страхования и перестрахования, особенно в сфере строительно-монтажных работ.
   «Уходит в прошлое ломбардная система кредитования», - заявил Р.Яврян.
   Он является сторонником создания не пяти-шести ОЭЗ, а гораздо большего их количества. Важным элементом развития ОЭЗ Р.Яврян считает переход на международные стандарты бухгалтерской отчетности. В развитии ОЭЗ должны, по его мнению, учитываться интересы муниципальных образований, а роль малого бизнеса может быть усилена развитием субконтрактации. Через поддержку пилотных проектов на местах, за счет правильного взаимного расположения объектов ОЭЗ должен достигаться синергетический эффект проекта в целом. Чрезмерная же роль госфинансирования опасна, считает Р.Яврян. Доля государственных средств не должна превышать 25-30%, слишком большая доля государства может «опрокинуть проект». За остальные средства должен бороться малый и средний бизнес, создавая конкурентную среду.
   При таком построении ОЭЗ доля малого бизнеса в ВВП вырастет по приблизительным подсчетам с 6-7% в два и более раза, что, в свою очередь, даст импульс к интенсивному развитию регионов страны, считает он.
   О некоторых результатах работы в технико-внедренческих зонах рассказал начальник управления технико-внедренческих ОЭЗ РосОЭЗ Геннадий Сарычев.
   По его словам, в данный период к каждой зоне подводятся необходимые коммуникации, создается система «одного окна», для чего в каждой ОЭЗ РосОЭЗ построит свои филиалы. В комплекс зданий каждой ОЭЗ будут входить центр подготовки и переподготовки кадров, центр трансфертных технологий, центр коллективного пользования.
   Отдельно оговаривается, что все споры внутри ОЭЗ будут решаться только в судебном порядке, заметил Г.Сарычев.
   В среде ОЭЗ на сегодня уже существует «мягкая специализация», добавил он. Если в Томске в основном занимаются микроматериалами, то в Дубне - ядерными технологиями, а в Зеленограде – программными продуктами. В задачи ОЭЗ входит возврат в Россию компаний, которым сейчас легче работать на Украине.
   Резидент ОЭЗ не должен платить за подключение к коммуникациям, а земля ему сдается в аренду по цене, не превышающей 2% от кадастровой стоимости участка, заявил Г.Сарычев.
   Бывший первый зампред Правительства СССР, председатель совета директоров группы компаний "Автотор" Владимир Щербаков выразил весьма скептическое мнение о свободных экономических зонах в целом. Он заметил, что «идеология ОЭЗ пробивала себе дорогу с трудом, потому что к ней существовало два подхода – «суперлиберальный», опирающийся на максиму «выживает сильнейший», и более разумный, который провозглашал невозможность единого механизма управления экономикой в такой огромной стране, как наша.
   «Кто внушил, что ОЭЗ – это защита предпринимательства от административного давления? Нужна ли ОЭЗ бизнесу вообще, если даже такая защита осуществляется в соответствии с декларациями? У меня такое впечатление, что бандитские и милицейские «крыши» сейчас хотят заменить именно ОЭЗ, при всем уважении к людям, которые занимаются ОЭЗ, они не смогут защитить предпринимателя от посягательств чиновничества», - заявил В.Щербаков.
   Он считает, что «одно окно» для промышленности порой является абсолютно непригодным механизмом. «Законы о льготах превращаются в ловушку для инвесторов: как только они вложили деньги, правила игры немедленно меняются, и тебя вышвыривают из проекта. Любой может растоптать ваше детище, а судиться с чиновником предприниматель не может, чиновник в этой ситуации выступает вроде бы обиженной стороной! Необходима реальная стабильность условий и гарантий инвестиционной деятельности», – считает В.Щербаков.
   По результатам круглого стола были приняты резолюции, адресованные как законодательной, так и исполнительной власти.
   ИА "Альянс Медиа"