13.04.2007  Субъекты малого бизнеса недооценивают эффективность механизмов кредитования

   Большинство москвичей при открытии собственного дела рассчитывают на собственные финансовые возможности, и совсем немногие верят в помощь кредитных учреждений. Это стало известно по итогам недавнего исследования «Факторы, препятствующие развитию малого бизнеса в РФ», которое провели ВЦИОМ и Национальное агентство финансовых исследований. Такие данные обнародовал заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков в ходе круглого стола на тему «Причины низкой вовлеченности россиян в МБ». Он состоялся в пятницу, 13 апреля.
   По его словам, в качестве основных причин, препятствующих использованию банковских кредитов малыми предприятиями, называются скрытые платежи за пользование кредитом, короткие сроки погашения займов, необходимость предоставления имущества в залог и сложности с поиском банка, предлагающего кредиты для МБ.
   Данное исследование проводится в два этапа. Первый – в Москве – уже завершен, теперь аналитики намерены провести опросы жителей в российских регионах. «Исследования разделены на два этапа потому, что в Москве доля МБ все же выше, чем в других субъектах РФ. Также здесь больше банков, которые предлагают предпринимателям кредитные продукты», - пояснил А.Аксаков. Однако если говорить о всей стране, то доля его в ВВП «ничтожно мала» - 8%, тогда как в других развитых странах этот показатель достигает 50%".
   При этом стоит отметить, что основным методом исследования выступает очный опрос 400 представителей взрослого населения столицы по репрезентативной выборке. Отбор респондентов производился с использованием случайного маршрутного метода и квотного метода с применением половозрастных и полообразовательных характеристик.
   Говоря о том, как власти планируют решать обозначенные проблемы, А.Аксаков доложил, что в мае в Госдуму будет внесен пакет законопроектов, направленных на устранение скрытых платежей по кредитам; будут предусмотрены санкции для банкиров, допускающих это.
   Свое видение на проблему низкой вовлеченности российских граждан в малое предпринимательство изложил и председатель Комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса ТПП РФ Виктор Ермаков. По его словам, одна из главных задач – формирование амбиций у МП. «В 12 регионах созданы меры поддержки экспортно ориентированных инновационных предприятий. Мы предлагаем компенсацию затрат на оформление европатента, беспроцентные ссуды, бесплатную консалтинговую помощь, компенсацию расходов на участие в международных выставках. Но к нам почти никто не пришел! Это произошло потому, что предприниматели боятся уйти из своей ниши, заявить свои амбиции, привлечь внимание рейдерских структур», - сказал он.
   В свою очередь вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Владислав Корочкин назвал целый ряд причин, мешающих развитию МБ в России. По его мнению, это нехватка знаний у предпринимателей, административные барьеры, трудный доступ к финансовым ресурсам, неадекватная налоговая система в стране и боязнь криминала. Кроме того, он высказал мнение, что Россия остро нуждается в развитии механизмов микрофинансирования. «За рубежом на 1 банк приходится от 10 до 100 кредитных кооперативов. Это во многом способствует развитию бизнеса», - считает он.
   Таким образом, можно констатировать, что никаких новых вопросов в сфере кредитования МБ исследование не поставило, о чем могут свидетельствовать многочисленные опросы предпринимателей и выступления знакомых с тематикой персон на различных профильных мероприятиях. Между тем в Москве появляются новые механизмы решения существующих проблем - к примеру, уже более полугода работает Фонд содействия кредитованию МБ Москвы. Однако на просьбу корреспондента ИА "Альянс Медиа" дать оценку столичной системе поддержки кредитования предпринимателей через сеть уполномоченных банков, которые принимают в качестве залога поручительство фонда, А.Аксаков не ответил конкретно, отделавшись общими словами. "Я считаю, что это очень правильное направление, Москва в этом плане показывает пример, и Ассоциация региональных банков взаимодействует с правительством города по этому вопросу. К сожалению, многие региональные лидеры не понимают значимости своих структур для развития МБ. Хотя их бюджета могли бы здорово пополниться в результате поддержки малого предпринимательства, а с другой стороны - легче решались бы социальные проблемы", - сказал он.
   ИА "Альянс Медиа"