18.03.2009  Российская система образования не готова к инновациям

   18 марта в ТПП РФ прошел круглый стол на тему «Инвестиции в образование в сфере инноваций». Участники дискуссии обсудили новые тенденции в сфере образования высшего и среднего управленческого персонала инновационных компаний, а также возможности механизмов частного финансирования образовательного процесса.
   Заместитель председателя комитета ТПП РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям Владимир Рудашевский считает, что главный вопрос для российской системы образования - создать такую систему подготовки инновационных кадров, которая даст возможность лучшим выпускникам работать в российских научных центрах и инновационных корпорациях, а не на их ближайших конкурентов. Он считает, что стратегия-2020, предусматривающая переход экономики на инновационные рельсы, не конкретная программа, «а перечень пожеланий».
   «Если сегодня не предпринять попытки внедрить в российскую систему образования новый подход, ориентированный на развитие инноваций, то никакого инновационного пути развития у России не будет. Возможности для перестройки системы образования есть, и необходимо их использовать. Но пока из всех российских вузов, включая частные, только 10% занимаются научными исследованиями», - отметил В. Рудашевский.
   Он напомнил, что при Минобрнауки создана комиссия, определяющая исследовательские университеты, которым полагается господдержка. «Однако из 49 пунктов, определяющих критерии для исследовательских университетов, только 3 имеют отношение к исследованиям. При этом предусмотрено серьезное финансирование исследовательских разработок на базе вузов», - пояснил заместитель председателя комитета ТПП РФ. Он считает, что необходимо определить конкретные критерии исследовательских вузов.
   Но главное, что система образования должна быть интегрирована с Российской академией наук. «РАН имеет уникальный кадровый потенциал, ученых с мировым именем. И не задействовать этот потенциал, создавая отдельную систему подготовки кадров для инновационного образования, нерационально», - убежден В. Рудашевский. Он также считает, что создаваемые бизнесом инновационные университеты не выход из положения, так как остается открытым вопрос, кто будет читать лекции студентам.
   Советник президиума РАН по международной научной деятельности Михаил Угрюмов отметил, что интеграция науки и образования необходима, но не административная, а функциональная. По мнению ученого, административная интеграция приведет к разрушению научной и образовательной систем. Но главное - не следует сокращать инвестиции в науку, особенно в условиях кризиса, считает ученый. В противном случае произойдет разрушение элитной научной организации - РАН.
   Проректор по научной работе ГОУ ВПО «Новосибирский государственный университет» Сергей Нетесов отметил, что в сегодняшних условиях очень важно развивать научно-образовательные комплексы. Такой подход позволяет решить немаловажную проблему отставания российской системы образования. Как отметил проректор одного из ведущих российских университетов, сегодня студенты проходят обучение на устаревшем оборудовании, при трудоустройстве в НИИ с более высоким уровнем оснащенности, начинающий ученый вынужден проходить двухмесячное переобучение.
   Большое внимание на круглом столе уделялось механизмам финансового обеспечения образовательного бизнеса в форме фондов целевого капитала - эндаументов.
   Начальник отдела по работе с институциональными инвесторами ЗАО «ВТБ Управление активами» Александр Борисов отметил, что, несмотря на наличие сформированной законодательной базы, пока в российских вузах широкого распространения эндаумент не получил. В России можно насчитать не более 25 подобных фондов.
   А. Борисов пояснил, что основное отличие фондов целевого капитала от обычной благотворительной организации в том, что полученные средства не расходуются единовременно. «Преимущество фондов в том, что они дают возможность эффективно аккумулировать средства в благотворительных целях и беспрерывно финансировать проекты. При этом механизм пожертвований абсолютно прозрачный», - пояснил А. Борисов.
   На круглом столе отмечалось, что в России есть хороший опыт создания эндаументов – фондов при научных или образовательных организациях, которые зарабатывают и привлекают средства на научные работы и учебные программы. Однако этот опыт пока используется бизнесом не слишком широко.
   ИА "Альянс Медиа"