12.12.2006 В новом законе о туристской деятельности забыты потребители Подготовленный Ростуризмом и внесенный в Госдуму Правительством РФ проект закона «О внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности» предполагает введение финансовых гарантий ответственности туроператоров перед туристами, обеспечивая тем самым защиту прав потребителей, вывод турбизнеса из "теневого" оборота, его капитализацию и стабилизацию туристического рынка в целом. Однако Сергей Шпилько, президент Российского союза туриндустрии считает, что эти утверждения не соответствуют действительности. Именно об этом он говорил во вторник, 12 декабря, на пресс-конференции «Поправки к закону «Об основах туристской деятельности в РФ» и связанные с этим возможные угрозы туристическому рынку России». По словам С.Шпилько, на примере въездного рынка, РСТ берется доказать, что предлагаемый механизм фингарантий отвечает лишь одной из заявленных целей – ускорению капитализации крупного турбизнеса, причем за счет административного передела рынка. «Если мы будем использовать административные рычаги, то борьба за потребителя перерастет в борьбу за власть», - сказал С.Шпилько. Он высказал мнение, что сложившаяся на туррынке ситуация – не конфликт между малым, средним и крупным бизнесом, а столкновение двух конкурентоспособных концепций, одна из которых базируется на навязывании потребителю определенного продукта, ограничивающего спрос. Он сообщил, что примерно три года назад в Правительство РФ уже вносился аналогичный законопроект, суммы финансовых гарантий в котором были гораздо ниже: 3 млн руб. для выездного туризма, 1 млн руб. на внутренний туризм и нулевая ставка на въезд. В сопроводительной записке к законопроекту разъяснялось, что сумма в 3 млн руб. на выезд объясняется стоимостью чартерного рейса. Сейчас сумма фингарантий для въездного туризма возросла до 10 млн руб. «Ясно, что это сумма не финансовых гарантий, а цена отсечения малого и среднего бизнеса от туроператорской деятельности», - констатирует глава РСТ. И говорить о том, что это цена обязательств перед интуристом, - это «блеф, вранье и провокация». По его словам, работающие на прием туроператоры чартерные рейсы не заказывают, и не существует договора, согласно которому предоставляются гарантии между российским принимающим туроператором и иностранным туристом. Договор заключает только между российской принимающей и иностранной отправляющей компанией, которая и гарантирует права туриста как потребителя в соответствии с национальным законодательством. «В таком законодательном блефе заинтересованы только крупные компании, в пользу которых и будет происходить передел рынка, поэтому они и недовольны критикой закона со стороны РСТ», - констатирует глава Российского союза туриндустрии. По словам С.Шпилько, монополизировать предполагается в первую очередь именно рынок въездного туризма, так как он еще четко не определил объемы своих ресурсов и на нем наметились кризисные тенденции, обострившиеся в последние годы. Этот сегмент рынка проще монополизировать и переделить, поскольку на рынке въездного туризма реально работает 250-300 компаний, а тех, «кто специализируется только на приеме туристов, и сотни не наберется». Кроме того, в отличие от выездного рынка, на въездном есть дополнительные подзаконные механизмы его дальнейшего передела. По словам главы РСТ, очень активно начал развиваться региональный туризм. «Я не понимаю, зачем зачищать большую часть рынка – те компании, работающие на прием, ведь среди них те, которые раскручивают регионы?» – недоумевает глава РСТ. Он отметил, что из 72 поступивших в Госдуму предложений по размерам и формам финансовых гарантий 59 касаются их снижения и изменения механизма, в частности, дифференциации для въезда и выезда, и только 3 – повышения суммы гарантий. Также за разделение гарантий высказались предпринимательские объединения – РСПП, ОПОРА РОССИИ, Межведомственный научный совет РАН по системным проблемам рекреации и туризма, профильный комитет ТПП РФ, ФАС, Антикоррупционная комиссия, комиссия Госдумы по противодействию коррупции и др. «В законе очень много хитростей, в результате поправок по тексту закона подвижки есть, однако вопрос фингарантий так и остался нерешенным», - сказал С. Шпилько. Отрицательные заключения по нему дали Москва, Астраханская, Мурманская, Самарская, Камчатская области, Республики Якутия, Алтай, Алтайский край и др. – всего 12 субъектов РФ. РСТ считает фингарантии нужными, но они должны быть реальными, подчеркнул С.Шпилько. Он высказал мнение, что емкость туристического рынка по всей территории РФ очень неоднородна, и после введения закона в действие большинство компаний попытаются его обойти и будут работать нелегально, какая-то часть уйдет под контроль крупных компаний, а кто-то просто уйдет с рынка. В свою очередь, пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина пояснила, что доля фингарантий в обороте крупной компании, годовой оборот которой составляет $270 млн составляет всего 0,14%, а доля фингарантии для малой фирмы, годовой оборот которой $100 тыс.,составляет 370%. «То есть крупные фирмы риски гарантируют копейками, а компании, работающие на меньшей емкости рынка, гарантируют на 100% и больше свои риски», - подчеркнула она. Помимо этого, согласно ее словам, реальная стоимость самого дорогого на сегодня чартерного рейса – в Таиланд – составляет $280 тыс. в год, что вовсе не соответствует установленному размеру фингарантии в 10 млн рублей. Также И.Тюрина сообщила, что в Центральный административный округ Москвы подана официальная заявка на проведение пикета 14 декабря около здания Госдумы, который пройдет во время обсуждения этого «дискриминационного» закона. ИА "Альянс Медиа" |