05.12.2003  Зам. руководителя МАП РФ считает, что вклад малого бизнеса в ВВП больше 20%

   В среду, 3 декабря, в рамках II Международного форума «Малый и средний бизнес - веление времени» прошла научно-практическая конференция «Малый бизнес на этапе обновления законодательства о предпринимательстве».
   Выступая с докладом на тему «Актуальные вопросы совершенствования законодательства о малом предпринимательстве», Андрей Цыганов, замминистра Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) России, отметил, что законодательство по предпринимательству пока еще далеко от совершенства.
   Он напомнил, что в 1995 году был принят Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». «Сейчас часто приходится слышать критические замечания о несовершенстве этого закона», - сказал А. Цыганов. Основная группа замечаний относится к законодательным актам, которые необходимо устранить, а также к некоторым нормам механизмов поддержки малого предпринимательства со стороны государства.
   Вторая проблема, по его словам, связана с правовым положением организаций, которые участвуют в государственной поддержке малого бизнеса. Федеральный закон о государственной поддержке малого бизнеса определяет в качестве такого института систему фондов по поддержке малого предпринимательства, главным из которых является Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, выполняющий функции кредитной организации за счет средств из федерального бюджета.
   «Сейчас уже всем видна необходимость внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство по малому предпринимательству, - подчеркнул А. Цыганов. - Наша точка зрения по этому вопросу, заключается в том, что было бы нежелательно просто отменить закон о господдержке малого бизнеса, т.к. на основе использования норм данного закона в большинстве субъектов РФ сложилась строгая система взаимодействия власти и бизнеса. Мы боимся того, что вместо этого закона просто напишут Указ президента о том, кто такие малые предприниматели».
   Сейчас, по словам А. Цыганова, подготовлен проект закона о господдержке малого предпринимательства. Основной площадкой для работы над данным проектом было выбрано не МАП РФ, а ТПП РФ.
   Что касается основных норм разработанного законопроекта, то, как отметил А. Цыганов, в нем меняется определение субъекта малого предпринимательства. «Мы хотим уйти от дифференцированных значений по численности занятых на малом предприятии, которые применяются сейчас, - сказал он. - Речь идет о том, чтобы установить для всех отраслевых категорий субъектов малого бизнеса единое значение численности занятости. Такая же норма будет применяться и к предпринимателям без образования юридического лица. По нашему мнению, введение дополнительных показателей для определения малого бизнеса не требуется, вполне достаточно показателя численности занятых». Однако, по мнению А. Цыганова, необходимо исключить путаницу, когда речь идет о том, что такое малое предпринимательство, т.к. в налоговом законодательстве малое предприятие определяется одним образом, в законодательстве о господдержке - другим и т.д.
   «В СМИ часто встречаются данные, что вклад малого бизнеса в ВВП составляет 12%, на самом деле эта цифра больше 20%. Поэтому вклад его в национальную экономику не так мизерен, как кажется», - считает А. Цыганов.
   Важным моментом, по его словам, является необходимость четко определить, что государственная политика в области малого бизнеса реализуется на основании программного подхода. «С нашей точки зрения, малое предпринимательство является объектом государственной политики, поэтому программный подход необходим. Кроме программного целевого подхода, мы предлагаем еще изменения, которые касаются объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса», - сказал А. Цыганов. По его словам, до сих пор законодательно не закреплена необходимость соответствия объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса каким-либо стандартам деятельности.
   В целом, тот проект закона, который подготовлен сейчас, сохраняет общее направление государственной политики в отношении поддержки малого бизнеса, считаем замминистра. Он выразил надежду, что новый состав Государственной Думы в следующем году рассмотрит этот законопроект, и это станет серьезным шагом в направлении правового совершенствования законодательства, которое регулирует деятельность малых предприятий».
   В итоге участники научно-практической конференции выработали следующие рекомендации:
   1. Государственной Думе нового созыва Федерального Собрания РФ – продолжить и завершить в 2004 году законодательные работы по обновлению Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», разработке и принятию Федерального закона о малом и среднем предпринимательстве. Привести в соответствующее с указанными законодательными актами действующее законодательство РФ о налогах и сборах в области налогообложения субъектов малого предпринимательства, в частности, предусмотрев в нем освобождение от уплаты налогов для вновь создаваемых малых производственных предприятий сроком на 2-3 года с момента их создания.
   2. Наряду с внесением изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», необходима скорейшая разработка и принятие федеральных законов: о государственной поддержке и развитии инфраструктуры малого предпринимательства, о государственных фондах поддержки малого предпринимательства, о взаимодействии крупного и малого бизнеса и т.д.
   3. Министерствам и ведомствам, ТПП РФ, Федеральному фонду поддержки при участии Института государства и права РАН и другим научно-исследовательским центрам страны продолжить работу по разработке предложений и рекомендаций, направленных на развитие и совершенствование законодательства о малом предпринимательстве.
   ИА "Альянс Медиа"