18.04.2006  Развитие инноваций в регионах невозможно без МБ

   Проблемы привлечения инвестиций в инновационную деятельность субъектов федерации стали главной темой обсуждения на очередном заседании «Меркурий-клуба», прошедшем в понедельник в Центре международной торговли.
   Участники заседания пришли к выводу, что без стратегического планирования развития регионов, как и без частно-государственного партнерства, невозможно решить проблему интенсивного развития инновационной деятельности в регионах и построения национальной инновационной системы в целом.
   Председатель правления клуба, президент ТПП РФ Евгений Примаков назвал вопрос привлечения инвестиций в инновационную деятельность субъектов федерации одним из важнейших для современной России.
   По его мнению, при решении этой проблемы нельзя недооценивать возможности пространственного развития России. Поскольку самое успешное макроэкономическое регулирование само по себе не может обеспечить целостность и безопасность государства и предотвратить отток ресурсов. Е. Примаков пояснил, что, как показывает опыт других государств с федеративным устройством - США и Германии, при сохранении этими странами на высоком уровне политической централизации идет параллельный процесс экономической децентрализации с наделением субъектов федерации (штатов или земель) целым рядом экономических прав.
   Логично, что таким же путем идет и Россия. Однако «постепенное перемещение с центра на экономическую активность регионов, требует разработки механизмов, создающих импульс для инновационных процессов», - подчеркнул глава ТПП РФ.
   По его словам, справедливая политика отказа от выравнивания регионов, предполагает усиление значимости стратегического планирования развития территорий. Е. Примаков назвал это разработкой региональных инвестиционных программ (РИП).
   Как показывает мировой опыт, подобные программы должны быть комплексными, с нацеленностью на развитие отдельных отраслей и предприятий, и предусматривающими развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры, представляющих отдельную привлекательность региона с точки зрения ведения бизнеса.
   Программы, по мнению главы ТПП РФ, в обязательном порядке должны включать в себя также развитие социальной инфраструктуры, образования, медицины и творческого потенциала населения в целях повышения его конкурентоспособности на рынке труда.
   Но главная задача РИП – определение полюсов роста региона, развитие которых дает существенные преимущества для данной территории. «Именно на этой основе возникает своеобразный феномен: предпринимательство и власть региона обретают общие интересы в совместной работе по привлечению и удержанию инвестиций», - пояснил Е. Примаков. Еще одно назначение РИП – стимулирование работающих в регионе компаний к использованию инноваций. Во многом решение этого вопроса зависит от технико-технологического переоборудования производства.
   Третьей важной функцией региональной инвестиционной политики, как отмечает Е. Примаков, является поддержка малого предпринимательства в научно-технической сфере. На средства и при поддержке федеральных и региональных властей создаются специализированные организации, агентства и центры, отвечающие за непосредственную реализацию программы целенаправленного стимулирования и поддержки малых инновационных предприятий. «Известно, что в регионах, где нет такой политики, наблюдается серьезное отставание в инновационном развитии, особенно в тех областях, где деятельность малых предприятий особенно эффективна», - подчеркнул председатель правления «Меркурий-клуба».
   Он также отметил, что привлечение инвестиций в инновационную деятельность регионов невозможно без создания единой региональной нормативно-правовой базы, регламентирующей научно-техническую, образовательную, инвестиционную и инновационную деятельность. К настоящему времени подобные законы приняты только в 11 регионах России. Кроме того, поскольку федеральная и региональная власти обладают не только правом суверенных решений, но и материальными ресурсами, наиболее остро встает вопрос целенаправленного использования бюджета и стабфонда на инвестиции в инновационную деятельность субъектов федерации. «Кроме того, регулирование межбюджетных отношений далеко от совершенства. А бюджетные источники не в состоянии покрыть все региональные потребности. Поэтому основным механизмом инновационного развития территорий должно стать частно-государственное партнерство, направленное на создание ОЭЗ, кластеров, при активном участии банков развития, венчурных фондов и пр.», - подчеркнул Е. Примаков.
   Он также отметил важность развития межрегионального сотрудничества для привлечения инвестиций в отдельные регионы РФ, поскольку перемещение инвестиций по горизонтали из экономически мощных регионов в другие является очень важным фактом, стимулирующим предпринимательскую активность. Если на глобальном макроэкономическом уровне важнейшим фактором, стимулирующим предпринимательскую активность, является транснационализация, то в России она обретает форму "трансрегионализации частного бизнеса". Все эти идеи, по мнению Е. Примакова, должны найти отражение при составлении стратегических планов развития регионов.
   Министр регионального развития РФ Владимир Яковлев, со своей стороны, отметил, что из всех представленных к рассмотрению стратегических планов развития территорий, лишь немногие соответствуют требованиям по определению индикативных факторов роста. По мнению министра, необходимо не только развивать имеющиеся точки роста на отдельных территориях, но и правильно увязывать их развитие с учетом местных, федеральных, межрегиональных и федеральных приоритетов.
   Он напомнил, что на сегодняшний день в России не разработана долгосрочная стратегия развития страны и есть только отраслевые стратегии, не увязанные с местными планами развития. Сбалансированность этих направлений поможет решить задачи регионов.
   По мнению В. Яковлева, на сегодняшний день развитием инновационной деятельности должно заниматься не только Минобрнауки, но все министерства и ведомства, включая МРР. Например, при разработке пространственной схемы развития региона, необходимо учитывать аспект привлечения инвестиций и инноваций. В. Яковлев отметил, что при анализе успешности экономического развития региона, инновационная деятельность, как правило, остается вне поля зрения. Например, РА «Эксперт» регулярно публикует оценки эффективности работы технопарков. «Подобная информация нигде не учитывается, и это большая недоработка», - уверен министр.
   По его мнению, даже слаженная работа всех государственных служб, направленная на развитие инноваций, не принесет должных результатов. «Без взаимодействия с бизнесом – малым, средним и крупным, государство эту проблему не решит», - заключил В. Яковлев.
   ИА "Альянс Медиа"