24.09.2002  Представители бизнес-сообщества отмечают, что в проектах федеральных законов по реформе железнодорожного транспорта не прописан механизм снижения затрат на перевозки грузов

   Вчера в Международном пресс-центре состоялась пресс-конференция на тему: «Реформа железнодорожного транспорта. Позиция бизнес-сообщества».
   В пресс-конференции приняли участие: Катырин Сергей Николаевич - вице-президент ТПП РФ, Белова Анна Григорьевна - заместитель министра МПС России, Предыбайлов Виталий Митрофанович – председатель подкомитета Государственной Думы, Ефимов Виталий Борисович - председатель Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, Давыдов Георгий Ефимович - президент Национальной ассоциации транспортников, Лопарев Сергей Викторович - вице-президент Российской ассоциации экспедиторов, Хоружий Алексей Сергеевич - вице-президент Международного союза металлургов, член Экспертного совета Комитета Госдумы ФС РФ по энергетике, транспорту и связи, Зайцев Александр Михайлович - президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта.
   Открывший пресс-конференцию вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин, отметил, что особую важность обсуждению придает тот факт, что реформа железнодорожного транспорта затрагивает интересы не только самых широких кругов предпринимателей и многотысячного коллектива железнодорожников, но и практически всего населения нашей страны, регулярно пользующегося услугами МПС. Кроме того, руководитель ТПП сообщил, что тщательный анализ законопроектов «О железнодорожном транспорте в РФ» и «Транспортного устава железнодорожного транспорта Российской Федерации» был проведен экспертами департаментов и комитетов Торгово-промышленной палаты, а его результаты направлены в Государственную Думу, где в ближайшее время состоятся парламентские слушания по данному вопросу. Сергей Катырин отметил плодотворную работу экспертов палаты в работе Общественного Совета при Комиссии Правительства Российской Федерации по структурной реформе железнодорожного транспорта.
   Выступающие на пресс-конференции представители бизнеса, отмечая необходимость кардинальных преобразований на железнодорожном транспорте, настоятельно рекомендовали в ходе дальнейшей работы над законопроектами максимально учесть критические соображения, замечания и рекомендации со стороны широкого спектра заинтересованных лиц и организаций.
   При этом обращалось внимание на тот факт, что как явствует из текстов законопроектов в лице открытого акционерного общества «Российские железные дороги» предлагается создать новую сверхцентрализованную структуру если и не полностью исключающую, то по крайней мере в значительной степени ограничивающую свободную конкуренцию в данной сфере. ОАО «РЖД» будет наделено чрезмерными властными полномочиями, что в реальности не выгодно ни государству, рассматриваемому в данном случае в качестве выразителя интересов общества, ни бизнесу.
   В процессе дальнейшей корректировки и совершенствования законопроектов предлагалось закрепить в них положения, ограничивающие полновластие ОАО «РЖД», позволяющие эффективно его контролировать и обеспечивающие свободную конкуренцию в отрасли.
   В ходе пресс-конференции высказывались рекомендации, в частности, законодательно предусмотреть возможность создания в сфере железнодорожного транспорта самостоятельных хозяйствующих субъектов не только по территориальному признаку, но и исходя из технологического признака, то есть по видам деятельности - пассажирские перевозки в дальнем сообщении, пригородные перевозки, услуги инфраструктуры. Это позволит осуществлять раздельный учёт и контроль по видам деятельности, и, тем самым, существенно повысит их эффективность, обеспечит последовательный переход к формированию конкурентной среды с тех видах деятельности, которые не относятся к сфере естественной монополии. Выступающие обращали внимание на тот факт, что, по их мнению, существенным недостатком законопроектов, является то, что, они не создают благоприятной среды для привлечения внешних инвестиций.
   Из законопроектов не ясно, какие конкретно субъекты подразумеваются в качестве возможных владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта.
   Практически все участвующие в мероприятии представители бизнес-сообщества говорили о том, что в проектах федеральных законов не прописан механизм снижения затрат на перевозки грузов. Они выражали опасения, что в результате планируемой реформы, транспортные издержки могут значительно вырасти. В ходе своих выступлений эксперты подчеркивали, что у них имеется и целый ряд постатейных замечаний, касающихся конкретных положений и статей вышеуказанных законопроектов.
   Со своей стороны, представитель руководства МПС Анна Белова сообщила, что внесенный в Госдуму пакет законопроектов прошел согласования в 16 министерствах и ведомствах, и работа по их совершенствованию продолжается. Она проинформировала собравшихся о том, что сейчас рассматриваются 483 поправки, поступившие непосредственно от субъектов законодательной инициативы. Заместитель министра выразила надежду на конструктивный диалог со всеми заинтересованными сторонами в ходе предстоящих парламентских слушаний.
   Участники пресс-конференции с удовлетворением отметили, что перестройка организации и функционирования железнодорожного транспорта до сих пор выгодно отличалась от реформы в других отраслях народного хозяйства, ибо осуществлялась на протяжении последних десяти лет постепенно и поэтапно, носила эволюционный, а отнюдь не революционный характер. Причем многие выступающие ссылались на положительный опыт наиболее развитых стран, где также с большой осторожностью подошли к реформированию этой чувствительной области экономики. Это позволило, если не в полной мере, то в значительной степени сохранить материально-техническую, технико-технологическую, организационную и финансовую устойчивость железнодорожного транспорта, равно как и избежать серьёзных социально-экономических потрясений в системе МПС.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам пресс-службы ТПП РФ