22.10.2003 Москва: по мнению А. Корсака, "есть интересы бизнеса, но нужно создавать те правила игры, которые обязаны выполнять все, кто работает в данном регионе" Вчера в Торгово-промышленной палате РФ прошло совместное заседание Комитетов ТПП по безопасности предпринимательской деятельности, по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, по вопросам социальной политики, по информационному обеспечению предпринимательства, по деловой этике, по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности, темой которого были «Недружественные поглощения акционерных обществ – проблемы и пути их решения». На заседании выступил начальник Управления Правительства Москвы по экономической безопасности Александр Корсак, который рассказал, какая работа по противодействию недружественным поглощениям ведется в Москве. Он сообщил, что Управление по экономической безопасности создано 12 июля прошлого года, и Москва – первый субъект федерации, где подобная структура была создана. «Москва является крупнейшим земельным собственником, крупнейшим хозяйствующим субъектом, и, естественно, забота о защите собственности, о защите экономических интересов является одной из важнейших для правительства города», - заявил М. Корсак. Московский опыт используют другие субъекты федерации, и в 10 субъектах подобные специализированные управления по экономической безопасности уже созданы. По словам А. Корсака, исключительность Москвы состоит в том, что московские предприятия характеризуются, прежде всего, высокой ликвидностью и тем, что многие предприятия, сформировались в центральной части города, и, как показала практика, при покупке во многих случаях интерес проявлялся не к предприятию как к таковому, а, прежде всего, к земле. Сам термин «недружественное поглощение», по мнению главы Управления, не является юридическим, но он подразумевает «недружественность по отношению к коллективу предприятия и недружественность по отношению к интересам города». Этот процесс в Москве активно начался с 1997 года с торговых центров и универмагов. В этот период активно использовался механизм банкротства, но тогда это не вызывало такой реакции, поскольку предприятие переходило на более высокий уровень хозяйствования, перепрофилирования не происходило и вопросов не возникало. Начиная с 2000 года процесс недружественных поглощений перекинулся и на промышленные предприятия, и активнейшим образом он пошел с начала прошлого года. Как отметил М. Корсак, за этот период сложился ряд схем и выявилось порядка 100 фирм и ряд финансовых структур, которые осуществляют этот новый вид бизнеса. Среди них наиболее крупные – это ООО «Росбилдинг», инвестиционная компания «Москоу плюс», «Объединенная промышленно-инвестиционная компания» и др. Естественно, этот бизнес оказался исключительно прибыльным – от 100 до 500%. По словам М. Корсака, одна из объективных причин, которая позволила в таких масштабах все поглощения реализовать – это то, что многие предприятия акционировались по форме трудового коллектива и пакеты акций оказались распыленными. В качестве примера М. Корсак привел ОАО «Тимирязевская плодово-овощная база», одно из крупнейших предприятий, которое состояло из 678 акционеров. Из них большая часть уже не работает, ничем не связана с предприятием и, по существу, не получала дивиденды за акции многие годы. Акционеров уговорили продать свои акции, и каждый из них получил по 5-6 тыс. долларов. Таким образом распыленность пакета, позволила провести все тихо и незаметно. В Москве сложился реальный сектор экономики, решена проблема занятости, уровень безработицы - один из самых низких в России. С другой стороны, город имеет стабильную налогооблагаемую базу, поскольку это является основой бюджета, и большая часть бюджета Москвы идет на социальные нужды. По мнению А. Корсака, опасность недружественных поглощений как раз в том, что если будут и дальше закрываться предприятия, то будет соответственно сокращаться и налогооблагаемая база. «Поэтому позиция мэра, позиция города совершенно однозначна, и, выступая на заседании правительства, мэр еще раз эту позицию подчеркнул - переход предприятий в другие руки возможен, но это не должно приводить к сужению реального сектора экономики», - заявил А. Корсак. Согласно приведенным им данным, всего за время работы Управления был рассмотрено более 110 случаев корпоративных конфликтов и попыток недружественного захвата. По 70 предприятиям проблему удалось решить, 16 сейчас находятся в работе. По 8 случаям была предоставлена юридическая помощь, и после этого обращений от этих предприятий не поступало. Как правило, по словам А. Корсака, в недружественном поглощении, в захвате предприятий используются проверки с участием силовых структур. Из этого можно сделать вывод, что об этих АО предварительно тщательно собиралась информация, что и позволило план захвата реализовать. Можно много приводить совершенно конкретных примеров, где эти противостояния имели место: ОАО «Отрадное», ОАО «Кристалл», ЗАО «Айс-Фили», Московский жировой комбинат, Московский нефтеперерабатывающий завод, Таганский мясоперерабатывающий комбинат. В качестве примера, когда была затронута экономическая безопасность города, А. Корсак назвал случай с фабрикой Петра Алексеева. Это фабрика достаточно благополучная, рентабельная, устойчивая, но появился новый собственник, который хотел эту фабрику закрыть, и на территории построить элитное жилье и офисные здания. Здесь наступил переломный момент, когда была совершенно твердо и четко сформулирована мэром и Правительством Москвы позиция власти города, что любая из построек на территории столицы не должна вступать в противоречие с промышленным развитием города, с интересами москвичей. В результате был предпринят набор мер. «От стихийного процесса, когда, если вопрос не решается сверху, то он решается снизу, мы перешли к упорядочиванию. Конечно, есть интересы бизнеса, но бизнес нужно регулировать и создавать те правила игры, которые обязаны выполнять все, кто работает в данном регионе», - считает А. Корсак. После событий на фабрике Петра Алексеева Управлением была открыта «горячая линия». За период с 12 мая с.г. на нее поступило 170 обращений более чем от 50 московских предприятий. Эта форма оказалась достаточно эффективной, и Управление действительно получило возможность установить обратную связь и оперативно реагировать, поскольку информация поступала и ложная, и та, в которой отражалось истинное положение. По словам А. Корсака, порядка 50 обращений – это информация о скупке акций, более 30 обращений по поводу закрывшихся предприятий. Но самое интересное – на первом месте по количеству обращений стоят обращения с просьбой дать возможность продать свои акции. «Действительно, у нас возникло такое положение, что тот, кто обладает акциями и является собственником, не имеет возможности реализовать эту собственность. Встал вопрос о создании, как пока условно называют, Московской фондовой палаты, которая позволит этот процесс начать», - сообщил Начальник Управления по экономической безопасности. В заключение А. Корсак отметил, что хотел бы сказать, что в плане недружественных поглощений действительно важнейшее значение имеет нормативно-правовое обеспечение, и процесс поглощений и слияний сейчас слабо регулируется. По его словам, Правительство Москвы было вынуждено принять несколько постановлений по линии Департамента науки и промышленной политики: об утверждении перечня организаций легкой и текстильной промышленности Москвы в целях их поддержки как одной из приоритетных отраслей города, о перебазировании 15 предприятий и организаций города Москвы. Департаментом имущества также была внесена инициатива принятть постановления о взимании двойного налога за использование земельного участка в Москве не по назначению. Принятие этих постановлений правительства, по словам А. Корсака, резко снизило привлекательность предприятий и активность структур по недружественному поглощению. Одним из наиболее эффективных экономических инструментов стало то, что, если даже новый собственник решает использовать приобретенные площади по другому назначению, он все равно должен прийти в городские структуры и все согласовать. В отношении структур, подведомственных Департаменту продовольственных ресурсов, А. Корсак сообщил, что когда мы обсуждался на заседании правительства вопрос о защите имущественных интересов комплекса оптово-продовольственных ресурсов, то было введено понятие «объекты городского значения», т.е. те, которые являются стратегически важными, обеспечивающими продовольственную безопасность Москвы. «По этим объектам ведется очень пристальная и внимательная работа, и мы имеем результат – за эти полгода новых случаев недружественных поглощений в этой сфере не наблюдается», сказал в заключение А. Корсак. ИА "Альянс Медиа" |