12.03.2009  Н.Новгород: обсудили проблемы взаимодействия сетевиков и товаропроизводителей

   11 марта 2009 года в ТПП Нижегородской области состоялось совещание по проблемам эффективности взаимодействия сетевых организаций с отечественными товаропроизводителями в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Организаторами мероприятия выступили полномочное представительство Президента РФ в ПФО и ТПП Нижегородской области.
   В работе совещания приняли участие заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО Алексей Кубрин, генеральный директор ТПП Нижегородской области Дмитрий Краснов, заместитель министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Анатолий Якимчев, представители сорока предприятий региона разного профиля и восьми крупных сетевых организаций.
   Нижегородские товаропроизводители рассказали о трудностях работы с федеральными и локальными торговыми сетями. Генеральный директор ТД «ОКА – 2005» завода им. Я.М. Свердлова Виктор Полетаев отметил, что продукция компании вполне конкурентоспособна. Ежегодно в России и странах Ближнего Зарубежья продается около 400 тысяч стиральных машин «Ока». Всего в 2008 году в России было продано порядка 4,5 млн бытовых стиральных машин, 10% из которых - производства завода им. Я.М. Свердлова. За последние 3 года освоены новые виды продукции, например водонагреватели, которые в эконом-классе способны конкурировать с известными западными марками.
   В 90-е годы компанией создана дилерская сеть по всей территории России, ориентированная на отдельные магазины. Однако, по словам г-на Полетаева, в последние годы произошли существенные изменения в формате торговых сетей: лишь 28% техники реализуется в отдельных магазинах и более 70% - в крупных сетях. В связи с этим торговый дом начал активную работу по вхождению в федеральные торговые сети. Пока работу удалось наладить с сетями, которые лишь условно можно назвать федеральными, – это DOMO и «Домашний склад».
   В своем выступлении Виктор Полетаев также рассказал о проблемах вхождения в торговые сети. Первое, что он отметил, это их закрытость. Во-вторых, федеральные сети предлагают жесткие условия оплаты – максимальные отсрочки платежей при минимальных ценах на предлагаемую продукцию. Имеют место и так называемые «входные бонусы» или «входные билеты», а также «ретро-бонусы» - ежемесячные, ежеквартальные или ежегодные премии. Предприятие сталкивалось с требованиями об уценке товара к концу года почти в 2 раза. Обязательно также присутствие мерчендайзера производителя в торговой сети. Кроме того, предполагается обязательное участие в рекламных акциях продавца, безусловно, за счет поставщика. «Сложилось впечатление, что крупные сети не желают сотрудничать с отечественными производителями», - подытожил г-н Полетаев. В этих условиях продолжается сотрудничество с нижегородскими торговыми сетями – это «Изот», «Полюс», «Термотехника» и др., завершаются переговоры с «Электроникой».
   Виктор Полетаев выразил уверенность, что крупные торговые сети могут и должны сотрудничать с отечественными производителями, особенно в условиях кризиса, когда значительно вырос курс евро и доллара. В этой связи г-н Полетаев отметил, что цены на свою продукцию завод им. В.Я. Свердлова не повышал ни в конце прошлого, ни в начале нынешнего года. Кроме того, по мнению генерального директора ТД «ОКА – 2005», федеральные сети должны создавать отдельные представительства, службы по работе с производителями.
   Заместитель министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Анатолий Якимчев отметил, что пищевая промышленность региона наращивает объемы производства и в натуральном, и в денежном выражении. Предпосылок к снижению производства продуктов питания, по мнению г-на Якимчева, нет. В 2008 году выпущено продукции на сумму более 47 млрд рублей. При этом присутствие продукции пищевой промышленности региона на прилавках торговых компаний увеличилось на 6%. Часть крупных сетевых структур «допускает» на свои прилавки в том числе и продукцию малых и микропредприятий, в основном это производители мясной продукции и колбас. Заместитель министра считает, что сетевым компаниям следует активнее обращаться не только к предприятиям, которые выпускают порядка 10% того или иного вида продукции в регионе, но и к малым предприятиям, которые производят натуральные и недорогие продукты питания.
   Анатолий Якимчев выразил уверенность, что нижегородские сельхозтоваропроизводители способны производить качественную продукцию, но что с ней делать дальше? «В настоящее время мы наблюдаем полную зависимость товаропроизводителей от торговых организаций. Цепочка сельхозпроизводитель – переработчик – торговая компания несовершенна, - подчеркнул г-н Якимчев. - Увеличение присутствия нижегородских товаров внутри области – наша общая задача».
   Анатолий Якимчев отметил, что сегодня отсутствует закон о торговле - как следствие, не существует и отработанных, действенных, а, главное, законных, механизмов взаимодействия товаропроизводителей и торговых организаций. Работа строится на договорной основе, на паритетных началах или просто на взаимопонимании.
   Г-н Якимчев подчеркнул, что в Нижегородской области производство основных групп продуктов питания может быть увеличено на 40% - это хлебобулочные, макаронные, кондитерские, колбасные изделия, мука, цельномолочные продукты, цельное и сухое молоко, яйца куриные, майонез, минеральная и столовая вода, пиво, шампанское и т.д. Анатолий Якимчев сообщил, что в настоящее время минсельхоз Нижегородской области совместно с министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг готовит документы с тем, чтобы выйти с предложением о заключении соглашения между региональным правительством и торговыми структурами, основная цель которого – наполнить внутренний рынок региона товарами нижегородского производства.
   Президент ассоциации «Нижегородский хлеб» Виктор Головачев подчеркнул, что проблемы взаимодействия с торговыми сетями не решаются ни на региональном уровне, ни на уровне Федерации. Он считает, что ввиду отсутствия специального закона по торговым сетям, отношение к местным товаропроизводителям не меняется.
   Президент ассоциации «Нижегородский хлеб» предложил создать перечень обязательных продуктов питания для магазинов Нижегородской области, чтобы действующие на территории региона торговые компании выставляли на своих прилавках продукцию местных товаропроизводителей. Возможным вариантом поддержки переработчиков является и госзаказ – приобретение продукции для дошкольных учреждений, больниц, воинских частей и т. д. «В конкурсах на поставку продукции для нужд государственных учреждений опять же учитывается только цена. Таким образом, и данную сферу мы обслуживаем по заниженным ценам», - сказал г-н Головачев.
   Директор ООО «Вивако», член правления ТПП Нижегородской области Константин Казаков затронул вопрос об информационной поддержке местных производителей. По его словам, программа «Покупай нижегородское!» на ТК «Волга» дала серьезный толчок к продвижению продукции ООО «Вивако». Г-н Казаков считает, что необходимо развивать такое направление, как социальная реклама нижегородских товаров. Константин Казаков также считает, что государство должно взять на себя расходы по обеспечению рисков на банковские кредиты для предпринимателей, так как они составляют до 30% стоимости кредита.
   Председатель правления «Облпотребсоюз», член правления ТПП НО Николай Пырков сообщил, что в 2008 году в Нижегородской области непродовольственные товары занимали удельный вес 32% в структуре товарооборота, а с января по март 2009 года - 28% и этот показатель снижается. По его словам, меняется также структура продовольственных товаров в пользу спроса более дешевых товарных групп. В настоящее время в потребительской кооперации собственные оборотные средства составляют только 50%, кредиты банков - 25% и еще 25% - товарные кредиты. Он также выразил обеспокоенность отказом в кредитовании предприятий потребкооперации со стороны банковских структур в период кризиса. «Сегодня банки только имитируют рассмотрение документов по привлечению кредитов, но в конечном итоге денег не дают. Давайте поддержим потребительскую кооперацию кредитными ресурсами», - призвал Николай Пырков.
   Со стороны сетевых компаний выступил председатель совета директоров ООО «Электроника» Сергей Кузнецов, который подчеркнул, что при вхождении в федеральные сети все вопросы работы с поставщиками, действительно, решаются в головных офисах в Москве, составляется некая «матрица» на год вперед. Поэтому основной упор, по мнению г-на Кузнецова, необходимо делать на локальные сети: их проще заинтересовать и договориться с ними. Кроме того, необходимо предлагать действительно качественную продукцию, способную конкурировать с известными западными марками.
   Председатель правления Нижегородской региональной медицинской ассоциации, председатель комитета по развитию рынка услуг в сфере здравоохранения при ТПП НО Владимир Игнатьев высказал предположение, что если вхождение в масштабные торговые сети столь затруднено, необходимо развивать собственные сбытовые сети или так называемые «магазины у дома», в которых будет представлена нижегородская продукция. Владимир Игнатьев подчеркнул, что следует поддерживать, поощрять предпринимателей, готовых заниматься созданием альтернативных торговых сетей.
   Представитель JS1rus, UNISKAM Александр Чесноков отметил, что правила игры необходимо было определять раньше, еще при вхождении крупных торговых сетей на территорию региона. В настоящее время необходимо создание единого реестра нижегородских товаропроизводителей для того, чтобы сетевые гипермаркеты были максимально информированы о местных производителях и ассортименте выпускаемой продукции. Необходимо также изучение зарубежных схем взаимодействия сетевых организаций с товаропроизводителями.
   Итоги работы участников совещания подвел заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО Алексей Кубрин. Он подчеркнул, что мероприятие явилось одним из первых шагов на пути к организации эффективного взаимодействия сетевых организаций с товаропроизводителями приволжского региона.
   Он также подчеркнул, что основной задачей все-таки является продвижение товаров местного производства на прилавки сетевых гипермаркетов.
   «Перед нами стоит задача сохранить нашу экономику, стабилизировать социально-экономическую ситуацию в регионе», - заключил заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО.
   Завершая работу совещания, генеральный директор ТПП Нижегородской области Дмитрий Краснов подчеркнул, что все предложения участников обсуждения будут зафиксированы и направлены в полномочное представительство Президента РФ в ПФО.
   ИА "Альянс Медиа"