22.09.2009 Москва: в МТПП обсудили вопросы госзаказа в сфере ЖКХ Информационный семинар «Практика размещения государственного и муниципального заказа в сфере ЖКХ в новых условиях» состоялся в Московской торгово-промышленной палате 18 сентября. Организаторами семинара выступили Московская ТПП, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамент города Москвы по конкурентной политике, ОАО «Меркурий». Генеральный информационный партнер – Международное информационное агентство «Интерфакс». Семинар был нацелен на освещение последних изменений в законодательстве, обсуждение актуальных вопросов и проблем в части размещения и выполнения государственного и муниципального заказа и поиск путей их решения. Как отметил президент МТПП Леонид Говоров, госзаказ стал играть существенную роль для многих предпринимателей. Президент МТПП остановился на главных аспектах развития системы госзаказа, волнующих руководство палаты. Во-первых, это пути реализации продекларированной возможности учета добропорядочности участников рынка госзаказа. Леонид Говоров заявил, что в действующем законодательстве отсутствуют правовые нормы, чтобы даже формально провести оценку добропорядочности предприятий. «До сих пор мы не можем отсеять предприятия, занимающиеся демпингом, выходящие с необоснованными предложениями. Это в полной мере относится к процедурам аукционного производства». В этих условиях МТПП ставит перед собой задачу – используя инструменты лоббирования, способствовать введению в практику методов и механизмов учета добропорядочности предприятий – участников конкурсных процедур. При этом Леонид Говоров считает необходимым учитывать действующий механизм отбора в «Реестр надежных предприятий города Москвы», который во многом связан с оценкой добропорядочности. В связи с этим президент МТПП планирует обратиться к мэру Москвы Ю. Лужкову с предложением учитывать статус надежного предприятия города Москвы для победителей конкурсов с тем, чтобы снижать с них залоговую сумму при заключении госконтрактов. Другой аспект, требующий внимания и развития, связан с реализацией и расширением сфер применения Федерального закона №184-ФЗ от 22.07.2008 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности с распространением его норм в сфере ЖКХ. Леонид Говоров сообщил, что по инициативе МТПП при поддержке правительства Москвы началась работа по созданию саморегулируемых организаций на базе управляющих компаний многоквартирных домов. «Мы вырабатываем серьезные правила отбора и оценки компаний, которые должны объединиться в саморегулируемую организацию. Эти правила нацелены на продвижение надежных предприятий города. Мы привлекаем в помощь вновь создаваемым организациям действующие инструменты палаты в сфере разрешения хозяйственных споров (Арбитраж при МТПП), инвестиционные возможности, аппараты экспертизы, сертификации. Это упростит и сделает более эффективной работу саморегулируемых организаций». Параллельно с этой работой МТПП будет активно участвовать в процессе совершенствования законодательства в части СРО, которое, по мнению президента МТПП, недостаточно прозрачно. Заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС РФ Татьяна Демидова рассказала о действии и последних изменениях Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Отметив, что действие ФЗ-94 направлено на обеспечение прозрачности процедуры государственных поставок, добросовестной конкуренции участников торгов и экономии бюджетных средств, докладчик сообщила, что за три года применения федерального закона экономия бюджетных средств на всех уровнях федерального и муниципальных бюджетов составила свыше 500 млрд руб., что, по мнению Федеральной антимонопольной службы РФ, является значительным положительным результатом действия данного закона. Среди важных изменений ФЗ-94 было отмечено введение в силу главы 3.1 ФЗ, касающейся проведения электронной формы аукционов. Татьяна Демидова подчеркнула, что данная процедура обеспечивает полную конфиденциальность информации об участниках аукциона. Информация о победителях становится известной на стадии подписания контракта. Это позволяет решить проблему сговора между участниками торгов, а также между участниками и заказчиком. В настоящее время на федеральном уровне работают три установленные Правительством РФ площадки электронных торгов, количество которых вскоре планируется довести до пяти. Как объяснила представитель ФАС РФ, небольшое количество площадок обусловлено необходимостью обеспечения их качественного контроля. Другое нововведение связано с совершенствованием механизмов обеспечения исполнения госконтракта. Так, практика выдачи страховок, по словам докладчицы, дискриминировала себя. Ни по одной страховке ни разу не было выплат. Поэтому законом предусмотрен другой механизм – договора поручительства, который предполагает проведение отбора объектов поручительства, включающий анализ показателей надежности и добропорядочности. Представитель ФАС РФ также разъяснила, что участники рынка ЖКХ согласно ст. 55 ФЗ вправе заключать контракты в области госзаказа без участия в процедурах, предусмотренных Федеральным законом № 94-ФЗ. С процедурой проведения электронных аукционов слушателей семинара ознакомил заместитель генерального директора МТПП Владимир Рябов. Он, в частности, отметил, что в сфере ЖКХ электронных аукционов проводилось очень мало: несколько раз в 2006-2007 годах, в 2009 году они не проводились вовсе, притом что из объявленных по линии ЖКХ трехсот торгов половину составляли аукционы. По мнению Владимира Рябова, причины, сдерживающие распространение электронной формы аукционов заключаются в следующем: - наличие ограничения по сумме аукциона (не более 1 млн руб.); - процедурные недостатки, к которым следует отнести отсутствие нормирования аукционного шага (участники могут снижать цену с шагом 1 рубль при времени ожидания каждого нового ценового предложения в Интернете равном 1 часу), а также довольно сложную процедуру регистрации с необходимой поддержкой электронной подписи; - необходимо соответствующее техническое и программное обеспечение, включая бесперебойную связь в Интернете. В то же время электронная форма торгов имеет ряд особенностей, которые можно отнести к её преимуществам: короткое время проведения аукциона (порядка 10 дней); упрощение условий проведения аукциона; возможность участия в аукционе со своего рабочего места. Глава 3.1 ФЗ устраняет ограничение по цене, вводит шаг аукциона, предусматривает анонимность участников при проведении торгов. И в итоге – равные условия для всех участников аукциона, что, по мнению докладчика, делает электронную форму наиболее демократичной и схожей в этом плане с системой биржевых торгов. Владимир Рябов сообщил, что в целях оказания помощи предпринимателям в освоении процедуры электронных торгов Московская ТПП рассматривает возможность организации площадки по участию в электронных аукционах с предоставлением необходимых технических средств, инструктажа и помощи на этапе регистрации. Представитель руководства МТПП подчеркнул, что Московская палата сотрудничает с федеральной площадкой электронных аукционов, образованной в Москве, Единой электронной торговой площадкой ЕЭТП, и всячески старается её поддерживать. Первый заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Михаил Рыбальченко представил подробную информацию о планируемых изменениях в системе ЖКХ. Так, систему ГУПов, находящуюся в ведомственном подчинении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы ждут серьезные преобразования. Из сферы деятельности ГУПов выводятся все работы, которые могут распределяться на свободном рынке, а сами ГУПы в дальнейшем будут акционированы, в отдельных случаях на их базе станут создаваться казенные предприятия (например, по дорожному учету, эксплуатации мостовых сооружений или тоннелей и т.п.). Это касается и ГУП «ДЕЗ». Проектом постановления правительства Москвы установлен график приватизации ДЕЗов, на их базе будут созданы акционерные общества, которые выйдут на свободный рынок. Система горзаказов в отношении данных предприятий становится неприменима, поскольку заказчиком работ и услуг вновь созданных АО выступают организации собственников жилья. В настоящее время действует механизм предоставления бюджетных субсидий на покрытие части затрат по ЖКХ. В перспективе все затраты по обслуживанию домов должны оплачиваться собственниками жилья. При этом сохраняется система субсидий для малоимущих граждан. По вопросу содержания земельных участков, прилегающих к домам, Михаил Рыбальченко заметил, что «хорошо, если за содержание земельного участка отвечает организация, которую собственники выбрали в качестве управляющей компании. Однако действующий закон не дает возможности без конкурса передать бюджетные средства на содержание территорий этим управляющим организациям. Необходимо решить этот вопрос законодательно, иначе возникает разрыв между интересами собственника жилья и владельца территории». В период активного наступления рыночных взаимоотношений в сфере ЖКХ отмечается значительная инертность в среде собственников жилья в плане создания организаций самоуправления типа ТСЖ. По мнению докладчика, требуется помощь и стимулирование данного процесса со стороны властей. В настоящее время в Москве создается Некоммерческое партнерство из числа организаций собственников жилья в целях выработки определенных правил обеспечения качества работ по эксплуатации и сохранности жилья и оказания ТСЖ и ЖСК профессиональных услуг. В то же время Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы совместно с Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы (Комплекс городского хозяйства города Москвы) инициировали и поддерживают создание подрядными организациями саморегулируемых организаций. Михаил Рыбальченко информировал, что СРО созданы в системе капитального ремонта жилья, в процессе создания СРО в системах капитального ремонта дорог, теплообеспечения и водопроводном хозяйстве. Тему введения института саморегулирования в России подробно изложил руководитель Управления технико-экономического регулирования отрасли Департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы Евгений Хромушин. Пятая власть, как называют институт саморегулирования в мире, выросла из инициатив общественных и профессиональных организаций, к которым относятся и торгово-промышленные палаты. В России, по оценке докладчика, институт саморегулирования успешно функционирует в банковской сфере, в системе аудита и ценных бумаг. С точки зрения законодательных инициатив, во всех жизненно важных отраслях, связанных с жизнеобеспечением, безопасностью и здоровьем людей следует вводить институты саморегулирования. Механизм саморегулирования максимально способен обеспечить соблюдение принципа добропорядочной конкуренции, поскольку в нем заложена коллективная ответственность за действия, совершенные отдельными лицами организации. Евгений Хромушин считает, что на базе Федерального закона № 184-ФЗ необходимы законодательные решения по расширению сфер деятельности, в которых он может применяться, и определению органов регистрации СРО в каждой отрасли. Подобные умозаключения диктуются новыми законодательными инициативами, среди которых проект федерального закона по энергоэффективности, который, по мнению докладчика, открывает серьезные перспективы для управляющих организаций по ведению энергосервисной деятельности. Однако для занятия этой деятельностью управляющим компаниям потребуется решать множество организационных и финансовых вопросов, которые под силу решить лишь в рамках профессионального сообщества. Евгений Хромушин подчеркнул, что выстраивая профессиональные сообщества, ситуация требует появления организованного собственника – заказчика работ и услуг. Поэтому в перспективе создание общественных организаций, представляющих интересы объединений собственников жилья. В качестве примера успешного функционирования института саморегулирования докладчик привел опыт Германии, где существуют как крупные объединения управляющих компаний, в ведении которых десятки тысяч кв.м жилья, и мощнейшее общественное объединение, защищающее права собственников и арендаторов жилья, обладающее огромным весом в обществе. По данной теме добавление внес начальник отдела развития предпринимательства в сфере городского хозяйства Московского центра по развитию предпринимательства Юрий Павленков, сказав, что институциональные изменения, пришедшие с введением института саморегулирования, есть отчасти признание государством роли предпринимательства в обществе и его зрелости. На семинаре также выступил председатель Московского антикоррупционного комитета при МТПП (МАКК) Мансур Юсупов с сообщением о создании и деятельности Московского антикоррупционного комитета. Глава МАКК ознакомил слушателей семинара с целями создания комитета, его составом, текущей деятельностью. Как отметил Мансур Юсупов, главное на сегодняшний день заключить необходимые соглашения со всеми государственными и муниципальными инстанциями, в сотрудничестве с которыми заинтересован МАКК, пополнить ряды комитета членами этих организаций, а также собрать в рамках комитета необходимый состав экспертов по всем направлениям и отраслям предпринимательской деятельности, в том числе ЖКХ. Поэтому глава МАКК призвал участников семинара принять участие в деятельности комитета, а также предложил обращаться на горячую линию МАКК по всем случаям проявления коррупционных действий. Руководитель Московского антикоррупционного комитета заверил присутствующих, что ни одно заявление не будет оставлено без внимания, факты коррупционных проявлений будут оглашаться с трибуны МТПП и доводиться как до соответствующих правоохранительных органов, так и до сведения общественности. Участники семинара имели возможность задать вопросы докладчикам по темам выступлений и получить на них удовлетворяющие ответы. ИА "Альянс Медиа" |